Принадлежность аэропорта к Москве или к Подмосковью напрямую влияет на количество авиаперевозчиков, которые могут совершать рейсы между странами.
Для возобновления полетов Таджикистан должен признать Жуковский не московским аэропортом
Александр Миридонов / Коммерсант

Снятие ограничений на полеты между Россией и Таджикистаном возможно лишь при условии, что республика признает тот факт, что аэропорт Жуковский не относится к Московскому авиаузлу. Об этом ТАСС сообщили два источника, знакомые с ходом переговоров двух стран.

 

Принадлежность аэропорта к Москве или к Подмосковью напрямую влияет на количество авиаперевозчиков, которые могут совершать рейсы между странами. Перелеты из Московского авиаузла (из Шереметьево, Домодедово и Внуково) подпадают под действие двусторонних соглашений, которые устанавливают квоты на количество перевозчиков и количество рейсов между Россией и Таджикистаном. При полетах не из московских аэропортов квоты не устанавливаются. По российскому законодательству аэропорт Жуковский отнесен к Раменскому авиаузлу.

Авиавласти РФ пытаются заставить Таджикистан признать Жуковский не московским аэропортом. Признание Жуковского не московским аэропортом - единственное условие для возобновления авиасообщения в полном объеме, то есть без ограничений на полеты для Somon Air и "Уральских авиалиний, - сказал один из собеседников ТАСС.

Если конфликт не завершится на запрете полетов для Somon Air и "Уральских авиалиний", то дальше полеты будут закрыты и для других российских и таджикских авиакомпаний, опасается он.

Таджикская сторона ошибочно полагает, что Жуковский относится к аэропортам Москвы. Но в соответствии с решением правительства РФ, это самостоятельный международный аэропорт, который не относится к столичным. Таджикская сторона во время осенних переговоров лишь на бумаге подтвердила, что признает Жуковский не московским аэропортом. Сейчас же они требуют соблюдения паритета. Паритет распространяется только на рейсы из московских аэропортов, - поясняет другой собеседник агентства.

По его мнению, нормализация воздушного сообщения возможна лишь тогда, когда таджикские партнеры примут единственно верное решение о согласовании всем авиакомпаниям полетов из аэропорта Жуковский, не относящегося к московским аэропортам.

 

Вопрос паритета

Мы требуем от таджикской стороны выполнения взятых на себя обязательств, - заявили ТАСС в российском Минтрансе, отказавшись от дополнительных комментариев.

Ранее Минтранс подчеркивал, что отказ таджикских авиавластей разрешить полет российской авиакомпании "Ямал" по маршруту Худжанд - Жуковский, объяснявшийся отсутствием паритета, не правомочен - ни единого упоминания о "паритете" в Соглашении о воздушном сообщении (СВС) и последующих договоренностях между РФ и Таджикистаном нет.

 

Ограничения по воздушным частотам есть только на двух направлениях: Москва - Душанбе (по 14 рейсов в неделю для каждой из сторон) и Москва - Курган-Тюбе (по 7 рейсов в неделю для каждой из сторон). На других направлениях никаких ограничений по количеству назначенных перевозчиков и частоте полетов нет, подчеркивали в Минтрансе РФ.

 

В начале ноября в ходе переговоров стороны зафиксировали, что Таджикистан принял назначения российских компаний на линиях Жуковский - Душанбе и Жуковский - Худжанд. На тот момент назначенными перевозчиками с российской стороны были "Уральские авиалинии" и "Ямал", сообщал российский Минтранс.

 

Угроза прекращения полетов

 

Минтранс России с 23 декабря приостановил полеты таджикской авиакомпании Somon Air из Душанбе в российские регионы (кроме Москвы и Санкт-Петербурга). В пятницу авиакомпания уже отменила рейс в Оренбург из Душанбе.

 

В ответ на запрет полетов Somon Air в регионы РФ, авиавласти Таджикистана запретили авиакомпании "Уральские авиалинии" выполнять рейсы в Душанбе из Краснодара, Красноярская, Уфы и Челябинска.

 

Запрет полетов произошел на фоне очередного витка конфликта вокруг статуса аэропорта Жуковский. Осенью этого года над авиасообщением между двумя странами уже нависала угроза - авиавласти Таджикистана отказались согласовать "Уральским авиалиниям" полеты из Жуковского в Душанбе. Тогда сторонам удалось договориться. В этот раз вопрос приостановки авиасообщения встал, когда Таджикистан не согласовал "Ямалу" выполнение первого рейса из Жуковского в Худжанд.

 

Переговоры министерств транспорта РФ и Таджикистана велись на протяжении двух дней - 21 и 22 декабря. В ночь с 21 на 22 декабря российское министерство сообщило о приостановке авиасообщения между странами, однако Таджикистан в течение часа согласовал вылет одного чартерного рейса "Ямалу". В итоге Минтранс РФ заявил о восстановлении авиасообщения и продолжении переговоров.

 

Вечером 22 декабря российский Минтранс принял решение ввести запрет на полеты Somon Air в регионы РФ из-за того, что таджикская сторона нарушила соглашение о воздушном сообщении между странами и "не согласовала полеты из аэропорта Жуковский назначенного российского авиаперевозчика - авиакомпании "Ямал".