Согласно исследованию Ernst & Young, только 31% клиентов в России доверяет банкам, тогда как для интернет-банков этот показатель выше на 4 процентных пункта. Почему доверие к традиционным банкам падает, а к финтех-компаниям растет? И как не проколоться, делая покупки в финансовом супермаркете?
Россияне начинают доверять интернет-банкам больше, чем обычным
Fotolia/psychoshadow

«Хожу в банк, у которого еще остались отделения»

 

«Что касается альтернативных поставщиков финансовых услуг, таких как цифровые банки, FinTech-компании и супермаркеты, предлагающие финансовые и банковские услуги, то уровень доверия населения к ним выше», — говорится в исследовании компании Ernst & Young (EY). Согласно данным исследования, 43% российских клиентов рассматривают возможность приобретения финансовых услуг у интернет-магазинов, 55% — у технологических компаний и 28% — у социальных сетей.

 

При этом интернет-компании, поставляющие финансовые услуги, все еще менее популярны, чем традиционные банки: основным поставщиком финансовых сервисов 87% клиентов в России называют банк, у которого еще остались отделения. Правда, цифра эта год от года снижается, отмечают эксперты EY. «Для того чтобы защитить себя и предоставить клиентам услуги в соответствии с их ожиданиями, банки должны начать внедрять технологии FinTech, которые все чаще воспринимаются как инновационный двигатель промышленности», — советуют они.

 

Реальный интерес к виртуальным платежам

 

«Финансовые интернет-площадки востребованы у населения прежде всего потому, что они предоставляют простой и понятный интерфейс: к примеру, чтобы перевести деньги с одной банковской карты на другую в социальных сетях, необходимо указать получателя перевода, выбрать карту для списания средств и указать сумму. При этом знать номер карты адресата и запрашивать платежные данные получателя не требуется», — рассуждает гендиректор процессинговой компании «МультиКарта» Кирилл Свириденко.

 

По данным опроса «Омнибус» GfK, к концу 2015 года доступом к Интернету с мобильных устройств пользовалось 42% взрослого населения страны, а значит, оплатить покупки с телефона для каждого из этих людей уже сейчас проблемы не составляет — чем и пользуется бизнес. «Сегодня практически все серьезные поставщики товаров и услуг предлагают собственные сервисы для совершения платежных операций, которые ранее были почти исключительной прерогативой банков», — напоминает управляющий общественной организацией «ФинПотребСоюз» Виктор Майданюк.

 

«Значительно способствовали росту готовности россиян к обращению за финансовыми онлайн-услугами в нефинансовые институты ведущие компании сотовой связи, которые в течение многих лет развивают свой собственный финансовый сервис», — добавляет он.

 

Плюсы и минусы финансовых супермаркетов

 

По мнению Виктора Майданюка, интернет-сервисы в финансовой сфере — это в целом большой плюс для потребителей. «Но важно использовать их основное достоинство — возможность оперативного анализа конкурентных предложений, рисков, а также более глубокой оценки предложений с учетом ваших индивидуальных запросов», — предостерегает эксперт.

 

Так, в финансовом супермаркете Банки.ру можно не только быстро подобрать любой банковский продукт в соответствии с конкретными потребностями, но и получить экспертную оценку от аналитиков банковских услуг.

 

При этом финансовых супермаркетов и прочих площадок, предоставляющих банковские услуги, в Интернете множество, и не всем из них можно доверять. «Пользуясь онлайн-сервисами, человек часто переоценивает независимость в принятии собственных решений, недооценивая возможности скрытой манипуляции», — говорит об основной проблеме подобных порталов Виктор Майданюк. Однако в Сети множество попросту недобросовестных финансовых площадок.

 

Сарафанное радио врать не будет

 

Начальник управления дистанционного банковского обслуживания ВТБ 24 Елена Дегтева отмечает, что есть три самых простых параметра, на основе которых можно сделать вывод о качестве финансовой интернет-площадки:

 

— наличие соответствующих сертификатов и лицензий ЦБ РФ на осуществление релевантной деятельности;

 

— отзывы потребителей;

 

— правила использования сервиса (порой это выражено в публичной оферте).

 

Однако способов обезопасить себя от потенциальных мошенников — больше. «Использование финансовых интернет-площадок безопасно при соблюдении пользователем требований безопасности: не сообщать реквизиты платежа/карты третьим лицам, устанавливать и вовремя обновлять антивирусные и антифишинговые программы, подключить сервис подтверждения операции с помощью СМС-уведомления, защитить смартфон паролем, установить сканер ID отпечатка пальца и т. п.», — перечисляет Кирилл Свириденко из «МультиКарты».

 

«Электронные платежные операции всегда связаны с более высоким риском, нежели если речь идет о традиционных покупках, — замечает директор по исследованиям аналитического центра НАФИ Тимур Аймалетдинов. — Базовый совет на текущий момент развития рынка подобных сервисов в нашей стране — создание отдельного некредитного счета для проведения финансовых операций в Сети». Сумма проводимых операций должна сопоставляться с довольно высоким риском потери средств, добавляет эксперт.

 

Сарафанное радио в век высоких технологий также все еще в чести. По мнению Виктора Майданюка из «ФинПотребСоюза», главный критерий надежности интернет-площадки — наличие большого числа отзывов о ее работе, а соответственно, и достаточно большой срок функционирования на рынке. «Посетите популярные форумы по финансовым услугам, поинтересуйтесь на них спецификой работы интересующей вас компании или агента. Пользование финансовыми услугами неизвестных или малоизвестных интернет-ресурсов — это всегда очень высокий риск», — говорит Майданюк. Также, замечает он, должны насторожить излишне выгодные условия.

 

«Любую персональную информацию, а уж тем более реквизиты платежных средств, можно направлять только при работе сайта в защищенном протоколе https, а не в http. Для этого достаточно посмотреть на адрес ресурса», — объясняет эксперт.

 

Определить, надежен ли традиционный банк, все еще гораздо проще, констатирует директор департамента кредитования и страховых продуктов Абсолют Банка Антон Павлов. «Во-первых, есть рейтинги надежности банков, во-вторых, есть список системообразующих банков ЦБ. И в-третьих, только один банковский продукт требует от клиента анализа банка — это вклад. Если банк входит в систему АСВ и вклад менее 1,4 миллиона рублей, то это уже четкая гарантия для клиента», — напоминает он.

 

Эмма Терченко