Мониторинг / потребительский рынок.
Чаще всего в России подделывают алкоголь и одежду
Александр Коряков / Коммерсантъ

Объем незаконного оборота на рынках продовольствия, алкоголя, табака, одежды, парфюмерии и косметики, предметов личной гигиены и чистящих средств в 2015 году составил 2,5 трлн руб.

 

Это составляет около 15% от общего оборота этих рынков. Такие данные содержатся в исследовании Высшей школы экономики (ВШЭ), проведенном по заказу ассоциации производителей "Русбренд".

 

Аналитики ВШЭ изучили данные российских ведомств и международной статистики, а также опросили отраслевых экспертов. Долю незаконного оборота по всей российской рознице исследователи оценили в 9%. Выше всего она на рынке алкоголя (40%) и продукции легкой промышленности (35%), за ними следуют рынки парфюмерии и косметики (20%), продовольствия (10%). Для товаров личной гигиены, чистящих средств и табака показатель составляет 4-5%.

 

 

ВШЭ отмечает, что реальные располагаемые доходы населения снизились после нескольких лет роста (в 2014-2016 годах этот показатель имеет отрицательную динамику), поэтому потребители менее требовательно относятся к происхождению и качеству товаров.

 

Незаконная продукция поступает как из-за рубежа (серый импорт, контрафакт), так и производится в РФ (неучтенное производство). Локальное производство подделок при этом расширяется — это в основном алкоголь, табак и товары легкой промышленности. На это влияют снижение объемов внешней торговли, удешевление производства из-за падения курса рубля и распродажи оборудования предпринимателями, ушедшими с рынков. При этом контроль со стороны правоохранительных органов менее строг, чем со стороны таможни, указывают эксперты.

 

При этом издержки серых игроков растут из-за ужесточения валютного контроля и борьбы ЦБ, ФНС и ФТС с нелегальной продукцией.

 

Политика государства в борьбе с незаконной продукцией, заключают в ВШЭ, должна учитывать несколько факторов. Это прозрачность и предсказуемость условий для легального бизнеса, точечные меры борьбы с нарушителями, а также повышение эффективности уже существующих норм.

 

Исследователи отмечают "особую роль" вводимой сейчас маркировки товаров, но указывают, что она — не панацея, применять ее может быть дорого и сложно.