Минэкономики отчиталось о поддержке предпринимателей.
Малый бизнес перевели с программ на проекты
Евгений Павленко / Коммерсантъ

Минэкономики подвело итоги своей работы по поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП) в 2016 году.

 

Пройдя формальный этап написания стратегических документов, чиновники перешли к проектному принципу работы — и теперь в условиях сокращения на 60% бюджета базовой госпрограммы по МСП делают акцент на эффективности сервисных услуг, оказываемых через уже созданную инфраструктуру помощи бизнесу. Новое в повестке 2017 года — внедрение разработанной при участии АСИ целевой модели, которая должна унифицировать работу регионов по поддержке МСП.

 

В пятницу на конференции "Развитие МСП: переход к новому качеству" Минэкономики в лице замминистра Олега Фомичева подводило итоги работы в 2016 году в части поддержки предпринимательства в России. По словам замминистра, поддержка МСП "эволюционирует " — министерство делает акцент на оказание услуг бизнесу.

 

Директор департамента развития МСП ведомства Максим Паршин, зачитавший основной доклад, начал с цифр: в России 5,84 млн субъектов МСП (на начало ведения реестра МСП, заработавшего в августе этого года, было 5,52 млн), 95% из которых — это микробизнес с численностью меньше 15 человек. В секторе трудятся 18 млн человек (25% всех занятых). Если в 2013-2014 годах наблюдалось падение числа предприятий, то с 2015 года оно растет — во втором полугодии 2016-го зафиксирован рост на 5,8%.

 

Отметим, впрочем, что частично этот рост можно объяснить тем, что в этом году был вдвое увеличен порог отнесения к субъектам МСП.

 

Государственных денег на этот сектор, впрочем, расходуется все меньше: в 2017 году бюджет соответствующей госпрограммы урезан с нынешних 12 млрд руб. до 7,5 млрд руб. Большая часть денег (5,5 млрд руб.) уйдет на поддержку предпринимателей и инфраструктуры МСП. Еще 1,6 млрд руб. направят на завершение капстроительства объектов инфраструктуры, 230 млн руб.— на поддержку молодежного предпринимательства, 100 млн руб.— на проект "МФЦ для бизнеса". При этом из-за отсутствия средств некогда разрекламированный проект с МФЦ федеральные власти вынуждены сворачивать и отдавать на откуп регионам — "единые окна" предполагается открывать в Центрах поддержки предпринимательства на базе госбанков.

 

Формально главное достижение министерства в этой сфере в 2016 году — утвержденная в июне Стратегия развития МСП до 2030 года. Она стала базой для принятого в ноябре приоритетного проекта "Малый бизнес и поддержка предпринимательской инициативы", который реализует Корпорация МСП, сосредоточенная на расширении доступа малого бизнеса к закупкам крупнейших заказчиков. Совокупный объем договоров госкомпаний с предприятиями МСП уже составил 1,3 трлн руб. и, по расчетам корпорации, к концу года достигнет 1,5 трлн руб. Другая мера — финансовая поддержка по льготной "Программе 6,5%" — ставки банков по ней уже снизились до 9,6% годовых для средних и до 10,6% для малых предприятий.

 

Минэкономики довольно тем, что в 2016 году удалось убрать некоторые барьеры для предпринимателей: упростить кадровое делопроизводство для микропредприятий, ввести систему предупреждений вместо штрафов и мораторий на плановые проверки. Из успехов в части налогообложения — продление единого налога на вмененный доход до 2021 года, "заморозка" коэффициента-дефлятора на уровне 2015 года и налоговые каникулы (воспользовались ими, впрочем, только 10 тыс. предприятий).

 

О неудачах на пути поддержки МСП чиновники предпочли не говорить. Отметим, что Минэкономики в этом году не удалось до конца решить вопрос с самозанятыми. Налоговые каникулы введены лишь для репетиторов, нянь и домработниц. Статус самозанятых все еще не определен. Подвис и вопрос о введении патента для них при регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Также министерству не удалось согласовать законопроект о социальном предпринимательстве.

 

Новое в планах Минэкономики на 2017 год — внедрение в регионах целевой модели "Поддержка в субъектах РФ", которая должна унифицировать их работу по поддержке МСП. Сама модель должна быть утверждена правительством до 1 февраля, регионы до 1 марта 2017 года должны будут утвердить "дорожные карты" по ее внедрению, а до конца года — реализовать ее.