Его покинули миноритарии.
Телеканал «Спас» стал неделимым
Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Телеканал "Спас", входящий в обязательный для распространения мультиплекс, полностью перешел во владение Русской православной церкви (РПЦ). Из числа его совладельцев вышла компания, которая, как считается, представляла интересы основателей "Спаса" — среди них был приморский бизнесмен Геннадий Лысак. Теперь финансирование канала может "оживиться": "Спас" ведет переговоры о погашении задолженности перед РТРС и готовится продавать рекламу.

 

Финансово-хозяйственное управление РПЦ увеличило с 51% до 100% долю в ООО "Спас ТВ", управляющем телеканалом "Спас", следует из данных ЕГРЮЛ в Kartoteka.ru. ООО "Спас медиа", владевшее 49% канала, вышло из учредителей 11 ноября. Единственным владельцем "Спас медиа" указан Максим Иванов из Владивостока, который числится учредителем еще около 20 компаний в Приморье и Кемерово. Он отказался от комментариев.

 

Священник Александр Волков, пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла, подтвердил "Ъ", что миноритарии передали свой пакет акций и теперь РПЦ полностью владеет "Спасом". "Сейчас начинается реформирование канала. Мы находимся в процессе решения вопросов, связанных с будущим канала, в том числе у нас конструктивный диалог с РТРС", — добавил он.

 

Собеседник "Ъ" на медиарынке поясняет, что "Спас медиа" представляла интересы основателей канала, включая экс-депутата Приморского заксобрания Геннадия Лысака. Господин Лысак — известный в Приморье бизнесмен. Как сообщал "Ъ" в 2008 году, он был фигурантом громкого уголовного дела о контрабанде товаров из Китая и Южной Кореи на Черкизовский рынок в Москве. Следствие считало его одним из лидеров организованного преступного сообщества, а Басманный суд Москвы объявил в розыск, после чего бизнесмен сложил депутатский мандат и жил за границей.

 

Собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией, утверждает, что розыск с Геннадия Лысака снят. Связаться с бизнесменом не удалось.

 

Гендиректор "Спаса" Борис Костенко уточнил, что из учредителей вышли люди, основавшие "Спас" в 2005 году и финансировавшие его до того, как уступить контроль РПЦ в 2010-м. "Они практически не принимали участия в жизни компании последние годы и собирались сделать это давно",— пояснил он. Господин Костенко не комментирует стоимость переданной доли, уточняя лишь, что это "смешные деньги". "Это благородный жест наших партнеров, которые долго способствовали развитию проекта, который никакого коммерческого значения для них не имел",— говорит он. По данным другого собеседника "Ъ", в ходе продажи пакета речь фактически шла лишь о "компенсации вложений в оборудование".

 

Теперь РПЦ предстоит покрыть расходы на распространение "Спаса" в мультиплексе (пакет федеральных каналов на одной частоте). Канал выиграл место в нем в 2013 году, сейчас это дает ему право распространяться на 12-й кнопке во всех телесетях страны. Это отразилось на размере аудитории "Спаса": в 2014-м его доля (число зрителей канала среди всех россиян старше четырех лет с включенным телевизором), по данным TNS, составляла 0,01%, а в январе--ноябре 2016-го — уже 0,2%. При этом, выиграв место в мультиплексе, "Спас" вскоре объявил, что ему нечем платить за распространение. По схеме выплат, предложенной РТРС в 2015 году, вещатели должны ежегодно платить по 150 млн руб., а также перечислить аванс в размере 840 млн руб. до конца 2018 года. Выручка "Спас ТВ" в 2015 году составила лишь 17,87 млн руб., убыток — 1,223 млн руб. Сейчас ведутся переговоры по погашению задолженности, текущие платежи канал исполняет, уточняет Борис Костенко. В РТРС это не комментируют.

 

Кроме того, 1 декабря "Спас" оформил приложение к лицензии на вещание, добавляет господин Костенко: до сих пор у канала был статус "технического" вещателя и он не мог продавать рекламу, теперь препятствие устранено. У этой деятельности будут ограничения: например, не планируется рекламы гигиенических средств и ссудного капитала, "не приветствуются" товары иностранного производства. Таким образом, "финансирование канала оживится", и "Спас" скоро начнет соответствовать статусу федерального канала, резюмирует господин Костенко. Пока у канала так называемое блоковое вещание: новые программы показывают только в прайм-тайм, остальную сетку составляют повторы.

 

Анна Афанасьева