Страховщики и ЦБ полагают, что такая форма возмещения ущерба по обязательной "автогражданке" лишит экономической базы так называемых автоюристов.
Госдума одобрила в первом чтении законопроект о натуральном ОСАГО
Донат Сорокин/ТАСС

Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект об установлении преимущественно натуральной формы возмещения ущерба по ОСАГО - ремонт транспортного средства над денежными выплатами.

 

Страховщики и ЦБ полагают, что такая форма возмещения ущерба по обязательной "автогражданке" лишит экономической базы так называемых автоюристов. Последние, по мнению страховщиков, являются причиной убыточности ОСАГО, поскольку взыскивают со страховщиков компенсации через суд в несколько раз больше той суммы, которую выплачивают страховые компании страхователям.

Законопроект позволяет устранить класс автопосредников системы ОСАГО и обновить саму систему, - заявил автор законопроекта - депутат Михаил Емельянов, представляя законопроект на пленарном заседании Госдумы.

"В противном случае придется либо повышать тариф, что невозможно по социально-политическим причинам, либо создавать государственную компанию, которая будет заниматься только ОСАГО", - сказал Емельянов.

Мы (комитет Госдумы по финансовому рынку - прим. ред.) пришли к выводу, что необходимо вводить натуральную форму возмещения ущерба гражданам, которые попали в автодорожный инцидент, - сказал председатель профильного комитета Анатолий Аксаков в своем содокладе.

По его мнению, законопроект депутата Емельянова концептуально отвечает этому требованию и именно поэтому комитет его поддержал к первому чтению.

Тем не менее считаем, что в этом проекте документа делается излишний крен в пользу страховщиков, которые получат возможность оплачивать натуральный ремонт. Есть опасения, что страховщики будут полностью контролировать этот процесс. Поэтому при доработке ко второму чтению необходимо максимально сбалансировать интересы граждан- автовладельцев, - отметил Аксаков.

Что нужно доработать

 

О необходимости серьезной доработки законопроекта ко второму чтению глава комитета по финрынку заявлял и ранее. Депутаты комитета приняли решение сформировать рабочую группу, которая будет заниматься доработкой законопроекта ко второму чтению.

 

На пленарном заседании Аксаков очертил круг возможных поправок законопроекта. В частности, по его мнению, можно прописать неучет износа автомобиля при использовании деталей для ремонта автомобиля, прописать требования к страховым компаниям и, тем самым, гарантировать права автовладельцев на качественный ремонт.

Должна быть прописана ответственность страховщиков, если ненадлежащим образом будет оказана страховая услуга и, в том числе, ненадлежащим образом будет осуществлен ремонт. Гражданин должен получать возможность получения денежного возмещения в случае некачественного ремонта, - пояснил в своем докладе Аксаков.

Кроме того, по его мнению, должны быть предусмотрены различные случаи, в том числе, когда человек по объективным обстоятельствам нуждается в получении денежного возмещения. Также Аксаков упомянул о возможности создать реестр станций технического обслуживания, который может вести Российский союз автостраховщиков.

 

Предполагалось, что законопроект о натуральной форме возмещения будет принят в ускоренном режиме и пройдет три чтения в Госдуме до конца 2016 года. На последнем заседании профильного комитета по финансовому рынку его председатель Анатолий Аксаков объявил, что законопроект будет рассмотрен по стандартной процедуре. В то же время, зампред ЦБ Владимир Чистюхин выразил надежду, что закон, тем не менее, будет принят в осенней сессии 2016 года.

 

В случае окончательного принятия, законопроект внесет изменения в статью 12 Федерального закона 40 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Законопроект был внесен в Госдуму депутатом фракции "Справедливая Россия" Михаилом Емельяновым 24 июня 2016 года.