изучает корреспондент отдела потребительского рынка Анастасия Дуленкова.
Правила игры экономных производителей коктейлей
Василий Шапошников / Коммерсантъ

Слабоалкогольные коктейли уже давно вызывают вопросы у российских властей: некоторые региональные чиновники даже запрещали их продажу. Но в последнее время производители такой продукции вызвали недовольство еще и своих коллег по цеху, а именно тех, кто выпускает другие алкогольные напитки. Так, "Опора России" обратила внимание, что слабоалкогольные коктейли все чаще стали производиться под видом, например, сидра, о чем сообщила в Росалкогольрегулирование (копия письма есть у "Ъ"). Ведомство пообещало разобраться в ситуации и даже уже выписало штрафы первым найденным нарушителям.

 

Подделывая коктейли под напитки брожения, производители серьезно экономят на оплате акцизов, объяснил мне один из производителей сидра. Ставка акциза на слабоалкогольные коктейли составляет 36-41 руб. за литр, в то время как на сидр, пуаре и медовуху — 9 руб. То есть недобросовестные производители экономят на акцизах 27-32 руб. на каждом литре своей продукции, резюмировал мой собеседник.

 

Впрочем, история не нова. В конце 2013-го — начале 2014 года, после того как акциз на слабоалкогольные напитки вырос на четверть и составил 24-28 руб., самые экономные производители переквалифицировали свою продукцию в пивные напитки и стали платить по 18 руб. Тогда появились пивные напитки со вкусом мохито, джин-тоника или виски-колы, рассказывает один из участников рынка. По итогам первого полугодия 2014 года оказалось, что половина пивных напитков, поступивших в продажу, имеет неизвестное происхождение: тогда в рознице оказалось 540 млн литров такой продукции, хотя произведено было лишь 277 млн литров. Однако в начале 2016 года те же производители начали регистрировать аналогичные напитки с теми же названиями и вкусами, но уже в качестве сидра и экономить еще больше, продолжает он. Правда, проверка показала, что в них нет яблок, из которых должен делаться сидр. Если верить статистике, производство алкогольных коктейлей в январе--октябре сократилось на треть к аналогичному периоду прошлого года, в то время как выпуск напитков брожения увеличился в разы, хотя объективных предпосылок для такого активного роста нет.