Чтобы выжить в условиях падения прибыли.
Корпоративные банки должны стать цифровыми
Олег Харсеев / Коммерсантъ

Представители корпоративного банковского сектора нуждаются в кардинальном изменении их бизнес-моделей, чтобы выжить в условиях растущих расходов и сокращающейся маржи. Исследовав состояние рынка, The Boston Consulting Group пришла к выводу, что прежде всего банки должны задуматься о принятии стратегии цифровой трансформации, на что у них между тем остается совсем мало времени.

 

Корпоративный банковский сектор переживает нелегкие времена, что требует от участников рынка более решительных действий. Как выяснила консалтинговая компания The Boston Consulting Group (BCG), в нынешних условиях все отчетливее проявляется разница между преуспевающими банками и теми, кто не способен преодолеть внешние обстоятельства. Изучив показатели 300 финансовых институтов, авторы доклада «Глобальный обзор корпоративного банковского рынка 2016. Корпоративный банк нового поколения» пришли к выводу, что лучше всех обстоят дела у тех компаний, которые уже занялись внедрением цифровых технологий во все сферы своей деятельности. Остальным же, если они хотят выжить, придется в кратчайшие сроки оптимизировать свою работу.

 

При анализе показателей прибыльности банков различных регионов специалисты BCG отметили, что с 2013 по 2015 год большая часть западноевропейских компаний (около 70%) сумела нарастить прибыль, даже несмотря на тяжелые экономические условия, в то время как процент американских и азиатских банков, имевших положительную динамику показателя прибыли, значительно ниже — 36% и 33% соответственно. Причина в том, отмечается в докладе, что европейские банки сумели снизить расходы практически во всех сферах своей деятельности. В Северной Америке подобное удалось только более крупным игрокам на рынке, а в Азии это еще более редкое явление.

 

Ключевым фактором, способным изменить положение корпоративных банков в лучшую сторону, должна стать цифровая трансформация бизнеса. При этом, как отмечают авторы доклада, она произойдет в банковском секторе в ближайшие годы независимо от того, готовы к ней все участники рынка или нет. И аналитики BCG видят три возможных сценария эволюции банковского сектора: «Индустрия 4.0» (внедрение интернета вещей), создание банковских экосистем и внедрение технологии блокчейн.

 

«”Индустрия 4.0” позволит связать в единую сеть здания, транспорт, сенсоры и оборудование, делая процессы более быстрыми, эффективными и гибкими»,— отмечается в пресс-релизе BCG. Банковская экосистема предполагает обслуживание не только одной конкретной компании, но и ее партнеров и клиентов. В качестве примера можно привести Amazon, владеющую крупнейшим онлайн-магазином в мире. Корпоративные банки смогут обслуживать не только владельца платформы, но и его многочисленных поставщиков и дистрибуторов. Самым же смелым выглядит предположение BCG о полномасштабном внедрении в банковскую систему технологии блокчейн, которая позволит не только автоматизировать процесс совершения платежей, но и внедрить «умные контракты» (электронная версия договора между двумя участниками сделки, исполнение которого происходит автоматически в цифровом или реальном мире при выполнении ряда условий, описанных в алгоритме). А вместе с интернетом вещей банки смогут превратиться в настоящие автономные организации.

 

Кирилл Сарханянц