Доходы столицы от наружной рекламы уменьшаются с каждым годом: мэрия выставила операторам счета за третий год эксплуатации разыгранных на аукционах в 2013 году рекламных мест на 3,631 млрд руб. Это на 1,3 млрд руб. меньше, чем годом ранее, или примерно вдвое меньше, чем предполагалось после торгов.
Доходы Москвы от наружной рекламы снова сократились
Дмитрий Рузов / Коммерсантъ

Платежи в этом году оказались ниже из-за спора мэрии с оператором "Олимп" и так называемых городских случаев, когда щиты невозможно установить по независящим от оператора обстоятельствам.

 

В пятницу, 9 декабря, истек срок выплат в бюджет Москвы операторов наружной рекламы за очередной год эксплуатации конструкций, выигранных на аукционах 2013 года. По соответствующим договорам выставлены счета на общую сумму 3,374 млрд руб., сообщил "Ъ" представитель департамента рекламы и СМИ Москвы Константин Горохов. Кроме того, в рамках еще одного договора 2013 года, восстановленного по решению сторон между департаментом и оператором ЗАО "Олимп", платеж на 257 млн руб. поступит позднее — до 19 февраля 2017 года.

 

Информации о результатах исполнения операторами финансовых обязательств в пятницу у департамента не было. Впрочем, в этом году интриги, похоже, не будет, и расплатятся все, уверены два собеседника "Ъ" на рынке наружной рекламы.

 

На аукционах 2013 года Москва разыграла большую часть мест под рекламу — 7,4 тыс. Семь операторов, включая Russ Outdoor, Gallery, "Никэ", "Расвэро", "Олимп", "Гема" и "Руан", в совокупности обязались выплатить почти 75 млрд руб. за десять лет — по 7,5 млрд руб. каждый год. "Руан" заплатил 1,45 млрд сразу за пять лет. Остальным платежи давались нелегко: так, уже в декабре 2014 года "Никэ" не осилила выплату 1,3 млрд руб., после чего мэрия расторгла с ней договоры и компания обанкротилась.

 

В декабре 2015 года счета по итогам тех же аукционов были выставлены уже на 4,9 млрд руб., но "Олимп" не смог оплатить один из своих договоров, и бюджет получил 4,1 млрд руб., сообщили в департаменте. Мэрия заявила о прекращении договоров с компанией, стороны судились и осенью 2016-го пришли к мировому соглашению. Но к тому времени значительная часть щитов "Олимпа" была демонтирована, а кредитор компании ВТБ подал иск о ее банкротстве. "Кредит компания никак не обслуживает. Банк будет добиваться возврата всех долгов",— уточняют в пресс-службе ВТБ.

 

По условиям мирового соглашения 257 млн руб., которые предстоит выплатить "Олимпу" в феврале,— это оставшаяся часть стоимости третьего года действия договора за вычетом взаиморасчетов. Полная цена договора с 2016 года определена в размере 929 млн руб., уточнил господин Горохов. По другому договору 2013 года "Олимп" платит 118,1 млн руб. в год. Этот договор компания в этом году исполнила, сообщил "Ъ" гендиректор "Олимпа" Дмитрий Дюмин. По его словам, "Олимп" готов заплатить остальное до февраля 2017 года, а также около 180 млн руб. по второй серии торгов.

 

Помимо ситуаций с проблемными операторами и предоплаченных контрактов на общий размер платежей влияют так называемые городские случаи, когда щит невозможно установить из-за городских ремонтных работ, строительства дорог и т. д., поясняют собеседники "Ъ" в компаниях-операторах. Скидки из-за этих обстоятельств могут быть существенны. Так, у Gallery в прошлом году скидка составила 196 млн руб., а в этом году у Russ Outdoor — примерно 100 млн руб., сообщает один из собеседников.

 

Представители Russ Outdoor, Gallery, "Гемы" не комментируют ситуацию. Заместитель гендиректора "Расвэро" Сергей Леонов сообщил, что его компания заплатила по договорам.

 

На второй серии аукционов в 2014 году мэрия разыграла еще 1,4 тыс. мест. Счета на следующий год по этим аукционам начнут выставляться с 13 декабря, последний срок оплаты — 26 декабря, уточнил господин Горохов.

 

Анна Афанасьева, Елизавета Кузнецова