Переселение граждан из аварийных домов и квартир затягивается.
Расселение аварийного жилья выполнено на треть
depositphotos.com

Число жителей, проживающих во вновь образованном аварийном жилье (признанном таковым после 1 января 2012 года) продолжает увеличиваться, равно как и объемы опасного жилья.

 

На данный момент это уже 31 тысяча ветхих многоквартирных домов общей площадью 8 миллионов кв. м, в которых ютятся почти полмиллиона (483 тысяч) человек. Эти и другие тревожные цифры озвучил на Коллегии Счетной палаты аудитор Юрий Росляк.

На расселение вновь образованного аварийного жилья, по оценке регионов, требуется почти полтриллиона (около 420 миллиардов) рублей.

Минстрой в связи с критическим положением разработал поправки в Жилищный кодекс и меры по финансовому обеспечению работ. Однако, по мнению Счетной палаты, проблем это не решает. Не понятны по конкретным регионам и муниципалитетам возможности потенциальных инвесторов, которые бы взяли на себя обязательства по сносу, реконструкции аварийных строений или выплат денежных компенсаций собственникам квартир. Не конкретизированы и возможные способы господдержки переселенцев.

 

Коллегия под председательством главы Счетной палаты Татьяны Голиковой приняла решение направить в палаты Федерального Собрания отчет по промежуточным итогам аналитической проверки и продолжить мониторинг.

 

Коллегия обсудила также ситуацию с расселением аварийного жилья в наиболее сложных российских регионах. Как следует из доклада Юрия Росляка, с января по октябрь 2016 года расселено только треть домов (33,6 процента) от необходимого показателя. Это менее миллиона квадратных метров. Общий остаток аварийного жилья, подлежащий расселению до 1 сентября 2017 года, составляет более 5 миллионов квадратных метров. При этом реального улучшения ситуации не происходит. В 10 регионах (Амурская, Ивановская, Саратовская, Тверская, Тульская области, республики Дагестан, Карелия, Коми, Тыва, Забайкальский край) переселение (по данным на 1 октября 2016 года) не начато. Наиболее критическая ситуация в Дагестане, Карелии, Амурской, Саратовской областях.

 

Отдельная тема - финансирование. При том, что на расселение людей выделена внушительная сумма в 72,3 миллиарда рублей, дело не движется из-за отсутствия подкрепленных обязательствами региональных властей контрактов для завершения программ переселения. Часть так называемых временно свободных средств (36,4 миллиарда рублей) Фонд ЖКХ вынужденно держит на счетах в банках. Если бы деньги своевременно использовали, новоселье сейчас уже справляли бы не менее 250 тысяч семей.

 

16 регионов не обеспечили в полном объеме подписание контрактов. В Амурской области и республике Тыва заключение контрактов не было начато по данным на 1 октября. Контракты на 2017 год в полном объеме не заключены в 58 регионах, а в 9 регионах (Амурская, Астраханская, Ивановская, Липецкая, Псковская, Самарская, Саратовская области, республики Татарстан и Тыва) к этой работе еще не приступали.

 

Между тем в 2017 году заканчивается программа по ликвидации аварийного жилищного фонда, а с 1 января 2018 года прекращает свое существование Фонд ЖКХ. В проекте федерального бюджета на 2017 год заложено почти двукратное сокращение размера субсидий Фонду ЖКХ - до 10,1 миллиарда рублей.

Дополнительная финансовая помощь в виде субсидий через Фонд ЖКХ в размере 5,2 миллиарда рублей предусмотрена только для Республики Карелия, Забайкальского края, Амурской и Саратовской областей, - предупредил Юрий Росляк.

Аудитор напомнил, что в августе 2016 года правительство приняло решение об адресной финансовой помощи 15 регионам на 6,5 миллиарда рублей, а четырем самым проблемным регионам досталось еще - 4,6 миллиарда рублей. На 15 ноября 2016 года деньги на общую сумму в 1,4 миллиарда рублей или 21,5 процента в бюджеты республик Карелия и Тыва, Саратовской, Рязанской и Тульской областей не перечислены, обращает внимание Счетная палата.

 

Комментарий Минстроя

Минстрой России ввел в отстающих регионах режим "ручного управления". Как рассказали "РГ" в министерстве, ведомство держит на контроле регионы, по которым существует риск несвоевременного завершения программ расселения аварийного жилья, и прилагает все усилия к завершению программы в срок.

 

Что касается режима "ручного управления", то составлены детализированные по каждому помещению сетевые графики расселения, закреплены ответственные руководители Фонда ЖКХ, с участием которых в регионах действуют рабочие группы по оптимизации способов выполнения программы.

 

За время, прошедшее с момента проверки Счетной Палатой, то есть на 1 декабря 2016 года расселено 428,86 тысячи человек из 6,72 миллиона кв. м, что составляет 60,3 процента общего объема расселения 2014-2017 годов. Что касается ситуации в проблемных регионах, то на 1 декабря их осталось 8, в частности, республики Карелия и Коми исполнили свои обязательства.

 

Изменения порядка перечисления средств Фонда ЖКХ, принятые в сентябре 2016 года, активизировали процесс контрактования и направления средств Фонда ЖКХ в регионы. За 2 месяца - октябрь и ноябрь - из Фонда ЖКХ в регионы перечислено 18,3 миллиарда рублей.

 

Совместно с Минфином найдены финансовые источники на реализацию программ, в том числе за счет дотаций и бюджетных кредитов из федерального бюджета.

 

Недостаточность средств на 2016 год, в общем размере 5,2 миллиарда рублей, на 1 декабря сократилась на 2,83 миллиарда.

 

Для оказания финансовой помощи регионам, которые сами не смогут привлечь деньги, в проекте федерального бюджета на 2017 год предусмотрено 5,2 миллиарда рублей.

 

Изменилась ситуация и по заключению контрактов - под обязательствами на строительство (приобретение) числится более 600 тысяч кв. м жилья. В целом, по России "контрактный показатель" на 2016 год выполнен. Не приступили к заключению контрактов в счет 2016 года только два региона (Республика Тыва и Амурская область). В счет показателя 2017 года - проблемными остаются пять регионов.