Индустрия торговли и услуг на пороге кардинальных перемен. С 1 февраля 2017 года традиционный кассовый чек официально переходит в форму обязательных электронных данных. Они будут храниться у оператора фискальных данных и налоговой службы. Что это меняет для покупателей и продавцов?
С 1 февраля 2017 года в России меняются правила торговли
Fotolia/ghazii

Итак, менее чем через два месяца можно будет зарегистрировать только те кассовые аппараты, которые передают сведения о выданном чеке в налоговую инспекцию в онлайн-режиме. А с 1 июля 2017 года, согласно закону 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», такую кассовую технику будут обязаны применять большинство предпринимателей.

 

Что это дает бизнесу

 

В первую очередь у предпринимателя появится возможность в онлайн-режиме отслеживать статистику своих продаж, товарные потоки, потребности покупателей в продуктах и услугах. Все это будет в личном кабинете в смартфоне, компьютере и на сайте оператора фискальных данных.

 

Переход на новый порядок регулирования продаж позволит существенно снизить объем проверок бизнеса налоговой инспекцией: ведь данные о торговле уже будут в распоряжении Федеральной налоговой службы. Одновременно это будет стимулировать бизнес работать по белым схемам, создавая равные условия для всех участников рынка.

 

Новая схема передачи данных с касс подразумевает и более эффективную работу бизнеса. Онлайн-касса дешевле в обслуживании, имеет гораздо больше возможностей и потенциалов сервиса, потому более конкурентна по сравнению с прежней контрольно-кассовой техникой (ККТ).

 

Конечно, переход на новый порядок торговли потребует расходов на технику и программы, в частности на первоначальном этапе (для понимания: фискальный накопитель стоит от 6 тыс. рублей, комплект модернизации кассовой техники — от 9 тыс. рублей, годовое обслуживание у оператора фискальных данных — 3 тыс. рублей). Однако как развивать бизнес, не вкладывая в него? Законодатели, в свою очередь, предусматривают введение налоговых вычетов для предпринимателей, переходящих на новые кассовые аппараты (размер вычета планируется на уровне 18 тыс. рублей за единицу ККТ).

 

Что изменится для покупателей

 

Главное — граждане получат новый сервис получения, проверки и хранения чеков. Уже совсем скоро потребитель будет видеть их в смартфоне или в электронной почте и в режиме онлайн отслеживать свои расчеты, сообщать о случаях несоответствия в ФНС России. Одновременно открывается новая веха в системе защиты прав российских потребителей. Наличие данных о покупках граждан в почте или телефоне, а также на ресурсах налоговой службы или оператора фискальных данных избавит покупателя от необходимости тщательно собирать бумажные чеки, но при этом позволит оставаться уверенным в защите прав потребителя.

 

Новый порядок передачи информации с касс должен дать дополнительный стимул развитию онлайн-сервисов, мобильных приложений в сфере контроля расходов, управления семейным бюджетом. В целом ожидается серьезный подъем на рынке возможностей работы с фискальными данными.

 

Сам чек тоже изменится. Он станет длиннее, на нем появится QR-код, позволяющий видеть проведенную трансакцию, а покупатель с помощью бесплатного мобильного приложения от ФНС России сможет проверять данные о покупке.

 

Уже есть первые магазины, подключившиеся к реальной передаче данных со своих касс в ФНС через операторов фискальных данных. Таким образом, получить информацию о своей покупке в смартфон и посмотреть, как это работает, может каждый из нас. А вскоре такая практика станет обыденностью.

 

ОФД не ОВД

 

Редакция закона 54-ФЗ открыла новый рынок передачи фискальных данных и новую сущность — операторов фискальных данных (ОФД), которые обеспечивают хранение, обработку и передачу в ФНС сведений о расчетах покупателя с продавцом. Это необходимое звено между кассовым аппаратом и налоговой службой. Закон предъявляет к игрокам рынка очень жесткие требования как по безопасности обработки информации, так и по программным и техническим ресурсам. В частности, ОФД должна иметь архитектуру, позволяющую быстро масштабироваться под растущие нагрузки и при этом всегда обеспечивать работоспособность сервиса для пользователей.

 

Нужны различные лицензии и разрешения от ФСБ, ФСТЭК, Роскомнадзора, а главное, необходимо состоять в официальном реестре ФНС России. Сейчас лишь пять компаний имеют статус ОФД и могут предоставлять такие услуги. Для понимания, технические возможности «Платформы ОФД» — это несколько тысяч запросов в секунду от единицы контрольно-кассовой техники, нескольких сотен миллионов чеков в сутки. Причем вся информация с ККТ в ОФД и далее в налоговую службу передается исключительно в зашифрованном виде.

 

Оператор фискальных данных обязан работать со всеми моделями кассовой техники, подпадающими под действие закона 54-ФЗ (передающими данные в налоговую службу в режиме онлайн), вне зависимости от производителя. Пока рынок таких кассовых аппаратов к лету 2017 года, по нашим оценкам, составит примерно 1,5 млн штук. Однако впоследствии, к моменту завершения переходного периода на новый порядок торговли, в 2018 году, количество подобной техники увеличится до 3,5 млн единиц. К этому времени, к слову, государство уже должно получить ощутимый эффект от применения новых ККТ. Например, в Китае после запуска аналогичной системы ОФД собираемость налогов выросла в четыре раза.

 

Безусловно, реформа порядка применения ККТ потребует большого объема кропотливой работы госструктур, производителей оборудования, программистов-разработчиков, операторов фискальных данных. Но очевидно, что это огромный шаг вперед для всей российской экономики, от которого выиграют главным образом сами покупатели.

 

Антон Румянцев, генеральный директор оператора фискальных данных «Платформа ОФД»