Комментарий старшего аналитика Альпари о состоянии инфляции в России.
Личная инфляция россиян отличается от официальной в 2 раза
Анатолий Жданов / Коммерсантъ

В Минэкономразвития РФ по итогам 2016 года ждут резкого снижения инфляции. Официальный прогноз предполагает значение в 5,8% г/г, но ведомство считает, что цифры окажутся ниже. Ранее премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отмечал, что к концу года индекс потребительских цен в стране может оказаться около 5,5%.

 

Политики в общем и целом должны быть оптимистами по должности, это легко понять. Однако есть инфляция официальная, которую наблюдает и рассчитывает Росстат, а есть инфляция личная, индивидуальная. Показатели тут отличаются вдвое, причем не в пользу потребителя.

 

Росстат накануне выпустил свежие данные по индексу потребительских цен в ноябре 2016 года. В месячном сопоставлении инфляция выросла на 0,4%, относительно ноября 2015 года — на 5,8%. Месяцем ранее наблюдался рост на 6,1% г/г.

 

Базовая ноябрьская инфляция прибавила 6,2% г/г, цены на продовольственные товары в ноябре выросли на 5,2% г/г, а на группу непродовольственных товаров — на 6,7% г/г. Сектор услуг к концу ноября поднял цены на 5,3% г/г.

 

Личная же инфляция показывает, что плавный рост цен на бензин и увеличившиеся траты на услуги ЖКХ из-за роста расходования электричества, газа и прочего в силу сезонного фактора, вынудили российских граждан придерживаться режима экономии в тратах на товары повседневной необходимости.

 

Параллельно со статистикой по инфляции есть данные, показывающие сохранение низкой потребительской активности ввиду сжатых покупательских способностей из-за отсутствия растущего импульса в доходах.

 

Интересно, что официальные прогнозы властей не предполагают роста уровня доходов населения раньше 2018−2019 годов.

 

Эта мысль вполне логична, если не брать во внимание необоснованные комментарии отдельных представителей аппарата чиновников. Если доходы не растут, то даже при снижении инфляции население не будет расширять траты.

 

Следовательно, поводов радоваться низкому индексу потребительских цен нет, тем более что ключевой расчет строится на небрендированных товарах очень узкой группы.