Торговые организации теряют клиентов после денежной реформы.
 В Индии не хватает терминалов для оплаты картами
Павел Кассин / Коммерсантъ

Магазины и небольшие торговые точки в Индии испытывают острую нужду в терминалах для оплаты покупок картами, особенно после недавней денежной реформы, когда из обращения были выведены 86% банкнот и власти призвали население переходить на карты.

 

При этом в стране, где выпущено 700 млн дебетовых карт, оплатить ими товары и услуги можно только в 700 тыс. торговых точек, остальные ожидают установки терминалов и теряют клиентов.

 

После того как в прошлом месяце власти Индии неожиданно объявили о денежной реформе, серьезные проблемы возникли не только у населения, но и у торговых организаций. В рамках реформы из обращения для последующей замены на новые были изъяты крупные купюры достоинством 500 и 1000 рупий — фактически 86% всех купюр.

 

При этом власти страны призвали граждан вообще отказываться от наличности и переходить на оплату товаров и услуг картами. Однако, как сообщает газета Financial Times, в стране, где выпущено 700 млн дебетовых карт, POS-терминалы для оплаты ими товаров и услуг имеется лишь в 700 тыс. магазинов и торговых точек.

 

По отзывам индийских торговцев, опрошенных Financial Times, у некоторых продажи упали на 60%, многих клиентов они потеряли из-за того, что не предоставляют возможности оплаты картой. Торговцы посылают регулярные запросы в банки на установку терминалов, но число этих запросов настолько велико, особенно после денежной реформы, что банки не справляются с их обработкой и задерживают поставку оборудования. По оценкам Конфедерации индийских торговцев, как только заявку одобряют, установка занимает от недели до десяти дней, однако проблема в том, что из-за обилия заявок они очень долго рассматриваются.

 

Как сообщил Financial Times президент южно-азиатского подразделения MasterCard Поруш Сингх, у каждого банка сейчас висят заказы на установку 50–100 тыс. терминалов.

Раньше банки получали по 1 тыс. заявок в день, а теперь по 4–5 тыс., а они обычно не хранят больших запасов этого оборудования,— отметил он.

До недавнего времени 98% операций по объему и около 75% по стоимости осуществлялись в Индии с использованием наличности. С сокращением количества купюр ситуация усложнилась. Исходя из того, что в каждом из 700 тыс. магазинов имеется в среднем два POS-терминала, тогда один терминал в Индии приходится на 1785 покупателей.

 

Для сравнения: в Европе один такой терминал приходится на 119 человек, в Китае — один на 60 человек, в США — один на 25 человек.