Российский рынок получил прогноз на год.
Рекламный рынок еще подрастет
Владислав Лоншаков / Коммерсантъ

В 2017 году российский рекламный рынок вырастет на 7,7%, а его ключевой сегмент — телевидение — на 7%, прогнозирует рекламная группа ZenithOptimedia. Из всех медиа темпы роста доходов не снизит только интернет, а для остальных прогноз менее оптимистичен: радио и наружная реклама не вырастут, а печатная пресса останется в минусе. Уже в 2017-м Россию обгонят по темпам роста рекламы соседние Украина и Белоруссия, где падение 2015 года было гораздо более серьезным.

 

Рекламная группа ZenithOptimedia обновила прогноз развития рекламного рынка в России. По ее данным, расходы рекламодателей вырастут на 8% по итогам 2016-го и на 7,7% по итогам 2017 года.

 

Как следует из расчетов агентства, представленных "Ъ", в этом году рекламодатели принесут на телевидение 147,6 млрд руб. (рост на 8% к 2015 году), в интернет — 111,5 млрд руб. (15%), в наружную рекламу — 33,6 млрд руб. (5%), на радио — 14,9 млрд руб. (5%). Рекламные доходы сократятся у двух сегментов: в печатных СМИ — на 13%, до 20,4 млрд руб., и у прочих медиа (включая рекламу в кинотеатрах, indoor и т. д.) — на 5%, до 3,97 млрд руб. Прошлый прогноз ZenithOptimedia на 2016 год публиковался в сентябре и был менее оптимистичным: группа прогнозировала увеличение всего рынка на 7,1% и, в частности, более скромный рост телерекламы (6%), нулевой рост радио и менее сильное падение для прессы (10%).

 

Рынок продолжает восстанавливаться после падения, вызванного санкциями США и ЕС, ответными мерами российских властей, выводом международных инвестиций, падением цен на нефть и девальвацией, констатирует ZenithOptimedia. Ситуация отразилась и на рынках соседних Украины и Белоруссии. Там в 2015 году рекламные рынки упали сразу на 43% и 28% соответственно на фоне падения лишь на 9% в России. В 2016 году эти страны вернулись к росту: в Белоруссии он составит 10%, на Украине — 2%. А уже в 2017-м обе страны обгонят по темпам Россию, достигнув роста 19%.

 

Российскому телевидению ZenithOptimedia прогнозирует в 2017 году рост на 7%. При этом в ноябре крупнейший телеселлер Национальный рекламный альянс (НРА), напротив, прогнозировал ускорение темпов роста в этом сегменте: с 9% в текущем году до 10% в 2017-м. За первые три квартала доходы телевидения росли на уровне всего рынка — на 13%, до 102,4 млрд руб. Директор по маркетинговым исследованиям НРА Сергей Веселов вчера подтвердил "Ъ" 10-процентный прогноз по телерекламе на будущий год.

 

Интернет в 2017 году сохранит стабильные темпы роста — те же 15%, что и в 2015-2016 годах, считает ZenithOptimedia. Но догнать ТВ по выручке этому сегменту пока не удастся: она составит 128,3 млрд против почти 158 млрд руб. у телеканалов. В минусе останется только печать, которая теряет рекламные деньги уже несколько лет. Темпы падения ее выручки, впрочем, сократятся почти вдвое, до 7%. Наконец, доходы радио и наружной рекламы, по версии рекламной группы, останутся на уровне 2016 года.

 

Директор по продажам "ГПМ Радио" ("Авторадио", "Юмор FM" и др.) Алексей Зятицкий все же ожидает положительной динамики рынка радио. Он считает, что только федеральное размещение вырастет на 10% за счет телевизионных рекламодателей, которые не выдержат медиаинфляцию. При этом сегмент все равно замедлит темпы роста из-за высокой базы 2016 года, когда рост рекламы по некоторым отраслям превышал 20%.

 

Гендиректор "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин не согласен с прогнозом по наружной рекламе: по его подсчетам, в этом году рост рынка составит 6%, а в 2017-м будет даже выше.

У многих операторов запланированы инвестиции в новый инвентарь, в первую очередь в Москве. Кроме того, возобновятся продажи рекламы в метро, что тоже добавит бюджетов,— рассчитывает господин Березкин.