Россия оказалась на 32-м месте из 40 среди европейских стран по доле расходов на питание в структуре бюджета.
Доходов россиян хватает только на хлеб без зрелищ
РИА Новости, Владимир Песня

По данным "РИА Рейтинг", на еду россияне тратят в среднем 32% ежемесячного дохода. Для сравнения, в 2012 году доля продуктовых трат составляла 30,3% (29 место в рейтинге), а в 2013 – 27,7% (28 место в рейтинге).

 

Большинство европейских стран обходят нас по этому показателю. Так, жители Люксембурга тратят на еду 8,6% доходов, Нидерландов – 10%, Германии – 12%. Рядом с Россией в рейтинге находятся Литва и Болгария, а ниже – небогатые балканские страны и постсоветские республики. Замыкает рейтинг Украина, где население тратит на продукты 54% доходов. 

 

Освободившиеся средства жители развитых государств расходуют, в том числе, на кафе, рестораны, досуговые и культурные мероприятия.  В наиболее благополучных странах доля расходов на досуг и культуру в бюджете граждан превышает расходы на еду. Например, в Великобритании доля расходов на продукты – 11%, на кафе и рестораны - 8%, а на культуру и досуг – 13%. Россияне на еду вне дома тратят 3,5% доходов, на культуру и досуг – 6,7%.  

 

Столь низкие позиции России эксперты объясняют падением реальных доходов в кризис и ростом цен на продовольствие. В связи с ростом цен на продукты питания и снижением доходов населения, люди более высокая часть доходов стала уходить на приобретение продуктов питания в ущерб развлечениям.  

 

Причем наиболее вероятно, что для низкооплачиваемой части населения продуктовый набор видоизменился в пользу более дешевых продуктов, считает гендиректор "РИА Рейтинг" Валерий Третьяков. 

 

Это подтверждают и данные исследования компании GfK, согласно которым сильнее всего растут продажи бакалейных продуктов, дешевого белка (яиц, мяса курицы и индейки), овощей и фруктов. Продажи рыбы и морепродуктов, хлебобулочных изделий, полуфабрикатов, напитков и замороженных продуктов, напротив, падают.

 

При этом по регионам РФ доля расходов на питание существенно различается. Так, в Республике Дагестан на продукты уходит почти 60% ежемесячного дохода семьи, тогда как в ХМАО-Югра – чуть более 24%. 

 

Это связано как с разницей в доходах, так и с отличиями регионов в структуре потребления, обусловленными климатическими особенностями. "Среднедушевые доходы в ХМАО в 2015 году составили 44,5 тысяч рублей, а в Республике Дагестан – 26,8 тысяч рублей.  Кроме того, в Дагестане в структуре потребления более высокую роль играют личные подсобные хозяйства", - пояснил Валерий Третьяков. 

 

По его словам, прямой зависимости доли расходов на еду и уровня жизни населения региона нет. Более существенную роль играют климатические, ментальные и другие особенности. Важен и уровень цен на продовольствие. По данным Росстата, стоимость минимального набора продуктов питания на одного человека в 2015 году в РФ составляла от 8,4 тысяч рублей в месяц в Чукотском АО до 2,9 тысяч рублей в Курской области (разница почти в 3 раза).

 

В перспективе доля затрат на еду в РФ будет снижаться по двум причинам – ожидаемый рост доходов населения и желание максимально сэкономить, уверены эксперты. Минэкономразвития оценивает рост реально располагаемых доходов населения от 0,2% до 1,2% в 2017 году.

 

Эксперты же отмечают, что россияне приспособились к кризису и максимально пытаются экономить.  "Уровень благосостояния потребителей оказывает влияние на их желание и готовность тратить деньги, в том числе и на еду. Пессимистично настроенные в отношении своего настоящего и будущего люди склонны к сокращению затрат", - пояснила руководитель направления оценки эффективности продаж и маркетинговых коммуникаций "Nielsen Россия" Марина Ерскова.

 

По ее словам, в сентябре 2016 года 58% россиян сказали, что их затраты на покупку FMCG (товары повседневного спроса) выросли по сравнению с тремя месяцами ранее. Однако по сравнению с прошлым годом показатель снизился – тогда об увеличении затрат на самое необходимое говорили 65% респондентов. В марте этого года их число составляло 62%.  Снижение во многом объясняется тем, что российский потребитель стал более приспособленным к режиму экономии и активнее ищет выгодные предложения и другие способы тратить меньше, считает представитель Nielsen. 

 

Таким образом, снижение доли затрат на продукты в бюджете россиян может начаться уже в 2017 году. Если доходы подрастут, а магазины будут активно проводить промоакции, Россия может отыграть одну-две позиции в рейтинге, резюмируют эксперты.