О том, как на полуострове обстоят дела с дорогами и транспортом, - в материале ТАСС.
«Астрономическое» финансирование ждет дорожную отрасль Крыма в 2017 году
Виталий Тимкив/ТАСС

 Крымский полуостров вошел в состав России с дорогами, изношенными более чем на 80%, что влияет на рост числа ДТП и отчасти ухудшает инвестиционную привлекательность территории, считают эксперты.

 

Чтобы изменить ситуацию, власти всех уровней выделяют "астрономическое" финансирование на развитие дорожного хозяйства полуострова. Что уже сделано и что предстоит сделать с дорогами Крыма - в материале ТАСС.

 

"Изношенное" наследство

 

Дорожная сеть Крымского полуострова была запроектирована и построена в сороковые-пятидесятые годы XX века, она не рассчитана на современные нагрузки. По оценкам Минтранса Крыма, из порядка 14,67 тысячи километров автодорог в регионе 80,3% "не соответствует нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию". В Севастополе, где дорожная сеть составляет 976 километров, ситуация чуть лучше - там, по оценкам местной власти, около 60% дорог не соответствуют нормативам.

 

"Между тем, около 300 км дорог (в Севастополе) еще не паспортизированы, следовательно, они пока не входят в поле зрения властей. В ближайшее время планируется завершить учет этих дорог", - уточнили ТАСС в правительстве города.

 

Помимо естественного износа крымских дорог, к их разрушению ведет "увеличение грузовых перевозок и периодическая активизация оползневых процессов", рассказал агентству министр транспорта Крыма Анатолий Волков.

 

Негатива на дорогах полуострова добавляет и рост числа машин, особенно в летний период, когда сюда съезжаются миллионы россиян. По данным властей, после вхождения Крыма в состав России ежегодно автомобильный парк региона стал увеличиваться на 20%, а в 2015 году число машин в республике выросло в 1,5 раза. "Автомобили в нашей стране стали дешевле, чем были на Украине, крымчане активно стали скупать транспортные средства", - объяснил представитель Совета министров Крыма.

 

Власти прогнозируют, что объем заезжающих в регион автомобилей после ввода в эксплуатацию Керченского моста, который свяжет полуостров с материковой Россией, возрастет вдвое по сравнению с сегодняшним днем. В этой связи глава республики Сергей Аксенов не раз заявлял, что тема развития транспортной сети в регионе является ключевой.

 

"Астрономические" суммы

 

По данным Минфина Крыма, в 2016 году в бюджетах всех уровней и в Федеральной целевой программе (ФЦП) социально- экономического развития полуострова на ремонт, реконструкцию и строительство дорог в республике было заложено порядка 18 млрд рублей. В 2017 году регион ждет не менее "астрономическое" финансирование дорожной отрасли.

 

"Перспективы развития касаются транспортной сети: на реконструкцию и модернизацию дорожной сети и ее содержание будет выделено 7,4 млрд рублей. Это подтверждено Министерством транспорта РФ. В рамках этих средств можно навести порядок на дорогах", - приводятся в сообщении правительства Крыма слова главы региона Сергея Аксенова.

 

При этом ранее, 15 сентября, на заседании президиума Госсовета, посвященном развитию транспорта на юге страны, он говорил, что объем финансирования работ только по строительству дорог в Республике Крым в 2017 году может достичь 41 млрд рублей.

 

"Эти цифры для Крыма астрономические, нужно приложить максимум усилий, чтобы освоить их (деньги - прим. ТАСС) качественно, то есть дороги должны быть построены согласно всем современным нормативам", - заявлял тогда Аксенов. В республиканском Минфине пока осторожно отметили, что бюджет Крыма будущего года еще не утвержден. Если сравнивать финансирование дорожной отрасли с украинским периодом, то, например, в 2013 году на эти цели Украина выделяла Крыму в рублевом эквиваленте 1,8 млрд рублей (600 млн гривен).

 

Финансирование дает свои результаты, и автолюбители их уже могут ощутить. Согласно последнему опросу ВЦИОМ, две трети (68%) опрошенных оценивают состояние дорог в Крыму как негативное, но уже три четверти (76%) отмечают улучшение ситуации в течение 2016 года.

 

Улучшение действительно есть, заявляет также и министр транспорта региона Волков. По его данным, в 2015-2016 годах в Крыму удалось отремонтировать порядка 520 километров дорог (региональных, межмуниципальных и просто муниципальных). А до 2021 года в Крыму власти обещают в целом отремонтировать около 700 километров дорог, то есть почти половину.

 

Севастополь не отстает

 

Не менее впечатляющие планы в области строительства и ремонта дорог звучат и от властей Севастополя.

 

"Сумма финансирования всех видов работ, связанных с дорожным хозяйством этого портового города, в 2017 году будет увеличена почти в два раза в сравнении с 2016 годом - до 3,5 млрд рублей", - сообщили ТАСС в севастопольском правительстве. В текущем году эта цифра достигает почти 1,9 млрд рублей, включая финансирование работ по ФЦП.

 

По данным властей, финансирование капремонта севастопольских дорог в 2017 году увеличится почти вдвое - до 916 млн рублей. На текущий ремонт дорог город, наоборот, сократит свои траты почти в два раза - до 453 млн рублей, тогда как в 2016 году эта сумма составляла 800 млн рублей.

 

В правительстве рассказали, что в следующем году в Севастополе планируется капремонт почти 14 км и текущий ремонт более 44 км дорог. Также известно, что запланирован ремонт важных транспортных артерий города: проспектов генерала Острякова и Октябрьской революции.

 

Дороги для "земли тавров"

 

Реализовать транспортный потенциал всего Крымского полуострова позволит строительство новых автомобильных дорог и реконструкция существующих в рамках ФЦП, уверен министр транспорта Крыма Волков.

 

В частности, он указал на такие дорожные проекты, как строительство автоподхода к Керченскому мосту, строительство трассы "Таврида" от Керчи до Севастополя, строительство и реконструкция автомобильной дороги "Симферополь-Красноперекопск-Армянск-граница с Украиной", строительство и реконструкция автомобильной дороги "Симферополь-Евпатория-Мирный", строительство транспортной развязки на пересечении автомобильной дороги "Симферополь-Евпатория" и автодороги "Симферополь-Мирное- Дубки", обход города Керчь - от "Порт Крым" до автомобильной дороги "Багерово-Херсон-Феодосия-Керчь", строительство объездной дороги Симферополя на участке "Дубки-Левадки" и ряд других.

 

Самым масштабным из перечисленных проектов является строительство "Тавриды" (Тавридой, или Таврикой, то есть страной тавров в древности называли Крым - прим. ТАСС). Росавтодор и подрядная организация ЗАО "ВАД" оценили этот проект в 138,948 млрд рублей.

 

Ожидается, что подготовительные работы к строительству "Тавриды" начнутся уже до конца года. Согласно проекту, трасса будет полностью построена к концу 2020 года, четыре из шести ее участков будут готовы уже к концу 2018 года принять транспортный поток с возведенного Керченского моста. Ее пропускная способность трассы составит 43 тыс. автомобилей в сутки, ее протяженность превысит 253 км, она пройдет по Ленинскому, Феодосийскому, Кировскому, Симферопольскому, Бахчисарайскому, Белогорскому районам, а также городам Судак, Симферополь и Бахчисарай.

 

Власти Крыма уже определили оптимальный и окончательный вариант прохождения федеральной трассы "Таврида" Керчь - Симферополь - Севастополь. Двадцати семьям, которые проживают в зоне строительства дороги, придется переехать. В объезд трассу проложить не получится, потому что это приведет к ее значительному удорожанию.

 

"Понимаю, что переезд - это громадный стресс для вас и ваших семей, - заявил Аксенов в ходе встречи с семьями переселенцев. - Наша задача сделать так, чтобы все по итогу были довольны. Обещаю, что будет индивидуальный подход к каждому, проговорим все нюансы. Готов в персональном порядке с вами со всеми встретиться, сесть и определить формат, при котором будут созданы как минимум лучшие условия, чем у вас были".

 

Ложка дегтя

 

В 2016 году власти Крыма и Севастополя столкнулись с рядом проблем, связанных с недобросовестным выполнением работ со стороны подрядных организаций, что приводит к снижению качества уже отремонтированных крымских дорог.

 

Выявив первые подобные нарушения со стороны дорожников, власти сразу же взяли под жесткий контроль, выражаясь языком Аксенова, "каждый погонный метр" ремонтируемых дорог. Глава Крыма заявлял, что подрядчики, не выполнившие обязательства в прошлые периоды, будут отстранены от работ, появится своего рода "черный список" компаний, которых не допустят и к новым дорожным объектам.

 

ТАСС не располагает данными, сколько уже в этом списке компаний. Но, например, в Симферополе на недавно установленную в горадминистрации "доску позора" вывесили название компании "Союздорстрой-10", сотрудники которой укладывали асфальт в дождь, тем самым нарушая технологию строительства дорог.

 

Столкнулись власти полуострова еще с одной проблемой - низким освоением средств при строительстве и ремонте дорог. Однако сейчас, по словам заместителя губернатора Севастополя Владимира Базарова, прогнозируемая сумма неосвоения средств в этом году будет минимальна - порядка 35 млн рублей. В Крыму также обещают по итогам года освоить все выделенные на дороги средства, заявили ТАСС в Службе автомобильных дорог республики.