Рекомендации ГРЕКО исполнены наполовину.
Совет Европы оценил борьбу России с коррупцией
Виктор Коротаев / Коммерсантъ

Международная организация ГРЕКО (Группа государств по борьбе с коррупцией) Совета Европы отчиталась об исполнении Россией рекомендаций по криминализации коррупционных преступлений и обеспечению прозрачности финансирования партий. Половина из них пока не выполнена, считают в ГРЕКО, оценив недавнюю антикоррупционную реформу Уголовного кодекса как "значительный шаг назад". Отчет обнародован на фоне громкого ареста экс-министра экономики Алексея Улюкаева, обвиняемого во взятке с вымогательством в особо крупном размере, однако в СЕ заверили "Ъ", что на выводы экспертов это не повлияло.

 

Совет Европы (СЕ) сегодня публикует отчет экспертов о выполнении Россией рекомендаций ГРЕКО, к которой РФ присоединилась в 2007 году (после ратификации Европейской конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 1999 года, а также Конвенции ООН против коррупции 2003 года), взяв на себя обязательства, в частности, по борьбе с активным и пассивным подкупом и злоупотреблением влиянием. В 2012 году ГРЕКО, оценив ситуацию в РФ, дала российским властям 21 рекомендацию. По итогам мониторинга 2014 года из них было выполнено только три. Однако согласно отчету, утвержденному на пленарной сессии ГРЕКО в октябре, удовлетворительно выполнена РФ уже половина рекомендаций (три — по криминализации коррупционных преступлений и восемь — по обеспечению прозрачности финансирования партий), при этом десять остальных исполнены лишь частично. Как утверждают в СЕ, громкий арест экс-главы Минэкономики Алексея Улюкаева на дату публикации отчета не повлиял.

 

ГРЕКО заявила, что последние изменения антикоррупционных положений Уголовного кодекса (УК) РФ — "значительный шаг назад в сравнении с предыдущим законопроектом", о котором ранее отчиталась Россия. Поправки о взяточничестве, вступившие в силу 15 июля 2016 года", более не включают все формы коррупционного поведения" и не охватывают все "неправомерные, в том числе нематериальные преимущества": в УК не введены понятия "предложения", "обещания" и "просьбы", а также "принятия предложения или обещания" взятки. При этом нормы о коммерческом подкупе, вопреки Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, ограничены подкупом лишь руководящих лиц. Не реализованы и планы РФ продлить срок давности привлечения к уголовной ответственности за дачу взятки.

 

Единственным значимым прогрессом, достигнутым со времени принятия предыдущего отчета, в ГРЕКО называют введение концепции сторонних выгодоприобретателей в положениях о подкупе. Невыполненной остается рекомендация ГРЕКО "однозначно криминализовать подкуп национальных и иностранных третейских судей": принятые в сентябре этого года законопроекты Минюста об арбитраже и внесенные в октябре Генпрокуратурой в Госдуму поправки к УК "имеют ряд недостатков". При этом конкретных шагов к ратификации Дополнительного протокола к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию не принято.

 

На этом фоне ГРЕКО приветствует внесение в октябре этого года в парламент нового законопроекта, направленного на усиление ответственности за коррупцию. Напомним, депутат-единоросс Анатолий Выборный предложил криминализировать "злоупотребление влиянием": передачу или даже обещание физическому лицу денег или любого имущества с целью использовать его влияние на принятие решения должностным лицом предлагается наказывать штрафом от 15- до 30-кратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до двух лет. Поправки предлагается внести в УК и Уголовно-процессуальный кодекс РФ. ГРЕКО считает, что проект решает многие из перечисленных экспертами проблем, но нуждается в доработке для обеспечения полного соблюдения рекомендаций организации. Обеспокоенность ГРЕКО вызывает, в частности, то, что предложенные санкции за предложение, обещание или просьбу передачи взятки значительно ниже, чем уже предусмотренные за ее фактическую передачу. Властям РФ предлагается довести реформу до конца.

 

ГРЕКО поддержала и поправки к закону "О политических партиях", принятые в целях повышения прозрачности финансирования партий (членские взносы и займы), введения независимого аудита партотчетности и возложения на избиркомы ответственности за контроль финансирования партий. Одобрено введение в КоАП новых составов правонарушений в сфере финансирования партий: увеличение суммы штрафов, которые могут быть наложены за нарушения правил финансирования избирательных кампаний, и распространение административной ответственности на более широкий круг должностных лиц. Недостаточными названы меры по борьбе со злоупотреблением служебным положением при финансировании партий и избирательных кампаний, обеспечению прозрачности членских взносов и независимости избиркомов. ГРЕКО признает реформу незавершенной и призывает российские власти к скорейшей реализации оставшихся рекомендаций.

 

Анна Пушкарская, Санкт-Петербург