Они начали открывать новые магазины.
Ритейлеры достигли равновесия торговых площадок
Сафрон Голиков / Коммерсантъ

За год — с июля 2015-го по июнь 2016-го — ритейлеры, работающие в России под международными брендами, открыли 1,6 тыс. точек и примерно столько же закрыли. Еще два года назад на рынке наблюдался серьезный дисбаланс: количество ликвидированных магазинов почти в четыре раза уступало числу новых площадок. В этот раз сетям помогла сговорчивость владельцев торговых центров, которые соглашались снижать арендные ставки для своих контрагентов.

 

С июля 2015 по июнь 2016 года в России было открыто 1,6 тыс. магазинов и заведений общепита, работавших под международными брендами, закрыто — 1,5 тыс. Эти показатели оказались рекордными: с июля 2014 по июнь 2015 года открылась 991 точка, закрылись — 1024, с июля 2013 по июнь 2014 года — соответственно 1234 и 314. Эти данные содержатся в исследовании консалтинговой компании "Магазин магазинов". С июля 2015 по июнь 2016 года появилось 40 международных брендов — на треть меньше, чем в 2014-2015 годах. Так, свои монобрендовые магазины открыли Rolex, Heineken, Kidzania, Victoria`s Secret Pink. Покинули российский рынок всего пять сетей — Rockport, Lindex, Pretzelmaker, Mango Touch, Magnolia Bakery.

Сейчас наблюдается два разнонаправленных тренда — большое количество открытий и закрытий торговых точек. Это означает, что ритейлеры продолжают оптимизировать бизнес,— говорит гендиректор "Магазина магазинов" Дмитрий Бурлов.

За последние два года у ритейлеров почти не осталось возможностей поддерживать неприбыльные магазины за счет успешных точек, поясняет директор отдела торговых помещений CBRE Марина Малахатько. Кроме того, продолжает она, у сетей увеличились затраты из-за валютных колебаний и долгов франчайзинговых партнеров в России. На этом фоне ритейлеры смогли снизить издержки в основном за счет пересмотра ставок по действующим договорам аренды.

Особенно это было актуально для сетей, у которых доля арендной платы в товарообороте превышает 20%,— уточняет эксперт.

Тенденция ухода с рынка или прекращения развития как иностранных, так и российских брендов практически исчезла, отмечает руководитель отдела торговых центров компании Knight Frank Евгения Хакбердиева. По ее словам, в 2015 году на рынке было затишье, ритейлеры (в частности, Zolla, Oggy) оптимизировали расходы, пересматривали планы развития. В 2016 году, по мере стабилизации ситуации в экономике, торговые операторы возобновили развитие, например та же Zolla, добавляет госпожа Хакбердиева. В сложившейся ситуации ритейлеры по-разному изыскивают средства для развития. Сеть Pandora, по словам гендиректора АО "Панклуб" (управляет брендом) Ольги Еремеевой, всегда развивалась исключительно за счет собственных средств.

 

"Поэтому для нас ничего в кризис не изменилось",— добавляет она. Совладелец Lush Russia Дмитрий Азаров говорит, что его сети и сейчас удается получать займы примерно в тех же объемах, что и раньше.

Мы развиваемся медленнее, чем до кризиса, текущие темпы будут и дальше,— прогнозирует гендиректор Inventive Retail Group (бренды Lego, Samsung) Тихон Смыков.

По данным "Магазина магазинов", с июня 2015 по март 2016 года подавляющее число открытий новых точек (71%) пришлось на сети одежных магазинов и общепита. Наибольшее количество торговых точек в своих сегментах открыли сети Adidas (одежда), Subway (общепит), Pandora (аксессуары), Ecco (обувь), Lego (товары для детей), Yves Rocher (косметика и парфюмерия), Samsung (бытовая техника и электроника), Leroy Merlin (DIY).

Из одежных операторов продолжают активную экспансию H&M, Inditex — в основном в региональные города с населением 300-500 тыс. человек,— говорит госпожа Малахатько.— Спортивные бренды полностью пересмотрели локации своих магазинов: Adidas в последние два года закрыл более 200 точек, при этом продолжает открывать новые площадки.

По данным "Магазина магазинов", в 2015-2016 годах наиболее привлекательными для ритейлеров оказались города с населением от 300 тыс. до миллиона человек, а также Москва. В столице и городах с населением 300-500 тыс. человек разница между открытыми и закрытыми магазинами составила 53 точки, с населением от 500 тыс. до 1 млн человек — 17 точек. Города, где проживает более миллиона человек, продемонстрировали отрицательную динамику — в них закрылось на 93 точки больше, чем открылось.