Правительство утвердило план подготовки к ратификации Парижского климатического соглашения.
Правительство определилось с подготовкой к ратификации Парижского соглашения
Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

В списке мероприятий — оценка экономических последствий ратификации, разработка стратегии долгосрочного низкоуглеродного развития и национального плана адаптации, а также разработка модели госрегулирования выбросов парниковых газов. Впрочем, когда состоится сама ратификация, из документа неясно, притом что РФ — пятый крупнейший эмитент парниковых газов в мире.

 

Комплекс мер по подготовке к реализации Парижского соглашения (ПС) премьер-министр Дмитрий Медведев подписал 3 ноября, за день до вступления соглашения в силу. РФ — пятый по объему эмитент парниковых газов в мире (после Китая, США, ЕС и Индии) и одна из немногих крупных стран, пока не ратифицировавших соглашение. В Минприроды отмечают, что реализация плана "позволит выполнить условия соглашения пока даже без ратификации — за счет системных мер".

 

При этом, как отмечает заместитель главы тарифного департамента Минприроды Юрий Федоров, определить сроки ратификации невозможно. Упомянутые же в нем даты позволяют предположить, что быстрой она не будет. Так, среди пунктов плана — подготовка Минэкономики двух докладов в правительство об экономических последствиях ратификации ПС (предварительный — в декабре 2016 года и финальный отчет — в декабре 2017 года). Эксперты же полагают, что анализировать надо последствия ратификации ПС другими странами — "в том числе партнерами по BRICS: от экономических решений сильно зависят перспективы нашего экспорта", говорит Алексей Кокорин из "WWF России".

 

Эксперты отмечают важность включения в план мер по ратификации ПС и разработки национальной системы адаптации к негативным изменениям. "Возможно, это самый главный пункт — учитывая рост числа опасных гидрометеорологических явлений на территории РФ и экономического ущерба от них",— полагает Алексей Кокорин. Еще один пункт — о роли лесов в сокращении выбросов: Минприроды уже готовит методику, которая позволит регионам и компаниям учитывать это влияние. Впрочем, господин Кокорин отмечает, что "РФ нужна отдельная цель, выраженная в миллионах гектарах лесов, сохраненных от рубок".

 

Среди прочих пунктов плана, важность которых отмечают и в Минприроды и в Минэкономики,— разработка к декабрю 2017 года модели, а к июню 2019 года законопроекта "О госрегулировании выбросов парниковых газов". "К началу действия Парижского соглашения в 2021 году у нас уже появится и модель углеродного регулирования, и стратегия долгосрочного низкоуглеродного развития до 2050 года",— полагает господин Федоров. Эксперты также в целом положительно отзываются о плане Белого дома, ожидая запуска в РФ системы регулирования выбросов. По данным Всемирного банка, такие системы запущены уже более чем в 40 странах — в виде "углеродного" налога или системы распределения квот на выбросы, но стоимость выбросов тонны СО2 остается низкой в ожидании запуска общенационального углеродного рынка в Китае в 2017 году.

 

Ангелина Давыдова