Скандал между авиационными властями РФ и Таджикистана, грозивший приостановкой воздушного сообщения, завершился.
Конфликт вокруг квот на полеты завершился
Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Российский Минтранс отстоял свою позицию и подтвердил региональный статус аэропорта Жуковский: по мнению властей Таджикистана, он всегда относился к Москве, и из-за этого российским перевозчикам не согласовывали дополнительные квоты на полеты. Теперь, по данным "Ъ", "Уральские авиалинии" смогут два раза в неделю летать из Жуковского в Душанбе.

 

Минтранс РФ и авиационные власти Таджикистана завершили переговоры по вопросу авиаперевозок, договорились продолжить авиасообщение в полном объеме, сообщил вчера "Ъ" представитель министерства. Российским компаниям согласованы полеты из аэропорта Жуковский, добавил собеседник "Ъ".

 

В конце прошлой недели "Ъ" сообщал, что с 8 ноября российские авиационные власти могут в одностороннем порядке прекратить воздушное сообщение с Таджикистаном, поскольку местные власти не подтвердили в осенне-зимнем расписании полеты российских авиакомпаний из аэропорта Жуковский. Власти Таджикистана настаивали на том, что аэропорт относится к Москве и для допуска на рейсы в Душанбе нужно пересматривать межправительственное соглашение. Но российская сторона сочла такое требование "ущемляющим суверенитет РФ и права российских перевозчиков" (см. "Ъ" от 3 ноября).

 

Но, как рассказал "Ъ" источник, знакомый с ситуацией, в ходе переговоров "остроту проблемы удалось снять", поскольку стороны "практически дошли до точки невозврата в двусторонних отношениях". В итоге, поскольку "риск прекращения полетов местных авиакомпаний чреват серьезными экономическими последствиями", таджикская сторона все-таки признала, что Жуковский не относится к московской воздушной зоне. По итогам переговоров на зимний период российский перевозчик (в августе назначение получили "Уральские авиалинии") получил две частоты в неделю, хотя Москва настаивала на трех рейсах.

 

Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев говорит, что исходя из заявлений Минтранса российские чиновники были уверены и в силе своей позиции, и в неизбежности именно такого развития событий. Согласование полетов из Жуковского представляет для таджикских авиакомпаний "серьезную угрозу", говорит господин Пантелеев, поскольку на рынке появятся конкуренты. Гендиректор онлайн-трэвел-агентства Biletix Александр Сизинцев отметил, что Душанбе является активным зарубежным направлением. В 2016 году этот город вошел в топ-10 международных направлений с максимальным объемом продаж билетов "в одну сторону", доля которых составляет более 90%. Средний чек в Душанбе из российских городов в обоих направлениях в 2016 году составляет 16,8 тыс. руб., что на 12% больше, чем в прошлом году.

 

Господин Пантелеев напомнил, что между РФ и странами СНГ уже случались различные проблемные ситуации и конфликты в авиационном сегменте, которые в большинстве случаев заканчивались компромиссом. Исключением является Украина, где политические мотивы доминируют над отраслевыми интересами, добавил он. Впрочем, пока остается открытым вопрос, связанный с либерализацией воздушного сообщения с Казахстаном. Здесь, говорит эксперт, ни одной из сторон не удается диктовать свои условия, и нет неоспоримого преимущества российской стороны.

 

Елизавета Кузнецова, Анастасия Веденеева