В Общественной палате РФ прошли слушания по Парижскому климатическому соглашению и связанным с ним рискам для экономического развития страны.
Почему Россия продолжает обсуждать Парижское соглашение по климату
Алексей Мальгавко / РИА Новости

Россия одобрила соглашение, но не ратифицировала его. И, по мнению экспертов, предлагаемые формы реализации документа могут повлечь масштабные негативные последствия, которые ощутит на себе отечественная экономика.

 

Рамочное соглашение ООН по климату, определяющее нормы выбросов парниковых газов после 2020 года и меры по предотвращению изменения климата, было принято в Париже в декабре прошлого года. В глобальном саммите, в рамках которого разрабатывалось соглашение, принимали участие 196 государств. Соглашение должно прийти на смену Киотскому протоколу, принятому в 1997 году в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. В соответствии с положениями протокола, развитые страны и страны с переходной экономикой должны сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов. Основная цель всех стран — сдерживать повышение температуры на Земле в пределах 2 градусов по Цельсию к 2100 году от уровня доиндустриальной эпохи, а также приложить усилия по сдерживанию повышения температуры в пределах 1,5 градуса по Цельсию.

 

4 ноября 2016 года соглашение вступит в силу. Россия присоединилась к соглашению, но пока не ратифицировала его. 31 октября в Общественной палате прошли слушания, на которых свое мнение по поводу нового документа высказали эксперты. Большинство из них пришли к выводу, что России необходим масштабный и всесторонний анализ возможных социально-экономических последствий Парижского соглашения.

 

Невыполненные обязательства

 

Все страны, подписавшие Парижское соглашение, должны разработать меры, которые позволят сократить выбросы парниковых газов. Российское правительство уже подготовило проект реализации положений соглашения, но публичной дискуссии по данной теме еще не было. Между тем в докладе, подготовленном Институтом проблем естественных монополий (ИПЕМ), отмечается, что «значительная доля обсуждаемых в настоящее время в России мер по борьбе с выбросами парниковых газов, к сожалению, характеризуется значительными рисками для национальной экономики, социальной стабильности, энергетической и продовольственной безопасности».

 

Даже в случае с Киотским протоколом очевидно, что и развитые, и развивающиеся страны ставят на первое место именно национальные интересы, подчеркивают авторы доклада, призывая Россию обратить на это внимание. Например, США, бывшие в 1990 году мировым лидером по объему выбросов, обязались сократить выбросы на 7 процентов, но так и не ратифицировали документ. Канада вышла из соглашения незадолго до окончания первого периода действия протокола. Австралия и Япония просто не выполнили взятые на себя обязательства. «При этом за период действия документа выбросы парниковых газов выросли в 1,5 раза, но ни одна из этих стран не понесла за невыполнение условий протокола никакой ответственности: ни экономической, ни политической», — сообщается в докладе.

 

Россия же за период действия Киотского протокола (с 1990-го по 2013 год) перевыполнила свои обязательства, сократив выбросы в абсолютном выражении на 43 процента, а в расчете на единицу ВВП — на 40 процентов. И дело не только в кризисе девяностых, но и в работе по модернизации оборудования и энергосбережению в ТЭК, обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и ЖКХ.