В начале октября РЖД вернули надбавку к тарифу на экспортные перевозки энергетического угля в размере 13,4%.
Дворковича просят рассмотреть вопрос возвращения РЖД надбавки на перевозки угля
Юрий Смитюк/ТАСС

Решение ОАО "Российские железные дороги" о возвращении максимальной надбавки к тарифу на перевозки угля было принято без обсуждения с участниками рынка и требует рассмотрения межведомственной рабочей группы по развитию железнодорожного транспорта. Об этом говорится в письме Совета потребителей услуг РЖД вице-премьеру РФ Аркадию Дворковичу (копия имеется в распоряжении ТАСС). В секретариате Дворковича, который возглавляет совет директоров РЖД, ТАСС подтвердили получение письма.

 

В начале октября РЖД вернули надбавку к тарифу на экспортные перевозки энергетического угля в размере 13,4%. Ранее, в начале 2015 года, надбавка к тарифу на экспорт энергетического угля была снижена с 13,4% до 1,3%. Таким образом, надбавка вернулась к максимально возможному значению. Представитель РЖД пояснил ТАСС, что решение принято бессрочно.

 

Угольщики видят риски

Резкое повышение железнодорожного тарифа способно дестабилизировать работу любого предприятия, особенно с высокой величиной транспортной составляющей в цене продукции, в конкретном случае, угольной отрасли. Данное решение ОАО "РЖД" не было согласовано с Советом потребителей, что противоречит Вашему поручению ОАО "РЖД" скорректировать свой внутренний регламент и согласовывать все решения по повышению тарифа с Советом потребителей, - говорится в письме.

Обратившиеся в Совет потребителей предприятия угольной отрасли указывают на то, что негативная динамика мировых цен на уголь значительно ускорилась в 2014-2015 годах. При этом небольшое повышение цен во II-III квартале 2016 года можно считать локальной корректировкой после пятилетнего снижения цен. Однако при этом цены все равно остаются ниже уровня 2013-2014 годов, когда принималось решение о введении повышающего коэффициента, отмечается в письме.

Любые тарифные решения должны не только публично и открыто обсуждаться и вводиться в действие в разумные сроки, но и приниматься после всестороннего рассмотрения и определения приоритетов, - отмечают потребители услуг РЖД и просят Дворковича рассмотреть этот вопрос на заседании рабочей группы.

Источник, знакомый с ситуацией, сообщил ТАСС, что заседание намечено на 9 ноября.

 

Мнение РЖД

 

Скидка была введена исходя из прогноза по снижению цены на уголь ниже $50 за тонну, однако в настоящее время стоимость угля составляет около $70, пояснил ТАСС представитель РЖД. Соответственно, транспортная составляющая в цене перевозимого угля снизилась. Кроме того, продолжают расти объемы перевозок энергетического угля: за первое полугодие 2016 года рост составил 9% к аналогичному периоду прошлого года, отмечают в РЖД.

В соответствии с правилами установления тарифов в рамках ценовых пределов ОАО "РЖД" имеет право отменить свое решение о снижении тарифов в случае несоответствия прогнозных показателей и исходя из экономической целесообразности, - напомнили в компании.

РЖД с начала 2013 года имеют право оперативно вводить надбавку или предоставлять скидку к базовым тарифам, если в результате этих действий экономический эффект для перевозчика будет увеличиваться. В 2016 году ФАС понизила нижнюю границу тарифного коридора до минус 25%. Максимальная надбавка осталась на прежнем уровне - 13,4%. Срок действия экспортных надбавок истекает в январе 2017 года. Согласно действующему тарифному прейскуранту, уголь относится к грузам первого тарифного класса, транспортная составляющая в цене которых превышает 15%. Их перевозка производится по заниженным расценкам.