Минтранс разработал новые правила применения «безлимитного» европротокола, позволяющего заявлять ущерб от аварии в 400 тыс. руб. без вызова ДПС.
Оформление аварий без гаишников свяжут с системой ЭРА-ГЛОНАСС
Олег Харсеев / Коммерсантъ

Минтранс опубликовал проект поправок в постановление правительства №1002, которым устанавливаются правила автоматической передачи страховщику данных об аварии. Суть нововведений сводится к следующему. Действующие правила позволяют оформить небольшую аварию без пострадавших самостоятельно, по европротоколу, без вызова ГИБДД, при этом заявить в страховую ущерб до 400 тыс. руб. Но помимо стандартных документов (извещение о ДТП и т. д.) нужно предоставить страховщику флешку с фотографиями с места аварии и координаты. Опцией этой, по данным “Ъ”, за два года ее существования воспользовались всего несколько человек по всей России: по факту она оказалась неработающей, так как страховщики не понимают, как с этими фотографиями нужно работать и какие требования к ним предъявлять.

 

Минтранс предложил другую схему. У автовладельца в машине должно быть установлено специальное устройство, которое фиксирует в автоматическом режиме дату, время, координаты местоположения, скорость и ускорения транспортного средства по трем осям (боковой, продольной и вертикальной) и передает это в автоматическом режиме в страховую базу данных в режиме реального времени без участия водителя. Такие приборы уже устанавливаются в комплекте со спутниковой охранной системой: на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) опубликован список компаний, чье оборудование прошло тестирование и уже готово данные передавать. Появятся ли для граждан отдельные бюджетные устройства для европротокола, не привязанные к спутниковым системам, пока не ясно.

 

Кроме того, водитель должен будет сфотографировать место происшествия — допускается использовать личный смартфон, но фотографии должны делаться с помощью специального приложения РСА «ДТП-Европротокол». Оно фиксирует координаты места ДТП, объясняет автовладельцу, с каких ракурсов делать фотографии, и направляет их в базу данных страховщиков по сотовой связи.

 

Таким образом, после мелкого ДТП при соблюдении всех требований европротокола автовладельцу останется лишь прийти к страховщику, который сможет увидеть аварию в базе данных и понять, что произошло в действительности, по ускорению, координатам и фотографиям.

 

После 1 июля 2017 года правила ужесточатся: устройства, которые могут использоваться для оформления безлимитного европротокола, должны будут передавать информацию сначала в информационную систему ЭРА-ГЛОНАСС (система экстренного реагирования на ДТП), а уже потом в базу данных страховщиков. Таким образом, к приборам будут предъявляться усиленные требования (по GSM-связи, креплению и т. д.). В РСА говорят, что идеале в машине должно быть одно устройство, которое фиксирует сильное ДТП и автоматически вызывает спасателей-скорую (через ЭРА-ГЛОНАСС), а при мелких авариях передает информацию страховщикам для европротокола. Исходя из текста постановления, прибор такой будет иметь две кнопки: одну для крупной аварии, другую для европротокола (нажимается водителем после ДТП, чтобы гарантировать передачу данных об аварии страховщикам).

 

Напомним, что «обычный» европротокол (с ущербом до 50 тыс. руб., оформляется водителями вручную) в последние годы набирает популярность. По данным РСА, доля оформленных таким образом ДТП в первом полугодии 2016 года выросла до 29,1%. При этом в Москве она достигла 25,4% (в первом полугодии 2015 года — 5,76%). В интервью “Ъ” начальник УГИБДД по Москве Виктор Коваленко заявлял, что в 2015 году инспекторы ежедневно оформляли до 2 тыс. мелких аварий, сейчас эта цифра колеблется на уровне 700–800 происшествий.

 

Эксперты на рынке телекоммуникационных услуг говорят, что реализовать на практике это нововведение будет сложно. Прежде всего потому, что необходимо будет наладить сертификацию устройств, которые используются для европротокола: РСА сертификационным органом выступать не может, а специализированных центров в России очень мало. Кроме того, говорят опрошенные “Ъ” эксперты, блоки ЭРА-ГЛОНАСС большую часть времени находятся в режиме ожидания, а срабатывают только по сигналу, получаемому от штатных датчиков, установленных в автомобиле. Датчики эти, в свою очередь, настроены на срабатывание только при очень сильном ударе, а для европротокола нужна фиксация небольших аварий. Перенастроить эти датчики очень сложно, и дилеры делать это, скорее всего, не будут, говорят эксперты. «Пока все идет к тому, что “безлимитным” европротоколом пользоваться почти никто не будет»,— резюмирует собеседник “Ъ”.

 

Иван Буранов