Почему Россия отказалась от поставок топлива через территорию Украины.
Шпана вдоль трубы
Евгений Переверзев / Коммерсантъ

Россия разорвала одно из соглашений по трубопроводам с Украиной. Часть магистральных участков на территории соседнего государства оказалась в собственности швейцарской компании, и участие Москвы здесь больше не требуется. По оценкам экспертов, Киеву это грозит дополнительными бюджетными потерями. В течение ближайших нескольких лет Россия может совсем перестать пользоваться украинской территорией для транзита углеводородов.

 

Отставить сотрудничество

 

12 октября правительство России решило прекратить действие соглашения с Украиной о взаимодействии при использовании магистральных нефтепродуктопроводов.

 

Документ был подписан в июле 1995 года в Москве. Согласно его положениям, две российские трубы, проходящие через территорию Украины («Самара — Запад» и «Грозный — Армавир — Трудовая»), должны эксплуатироваться структурами компании «Транснефтепродукт», на 100 процентов принадлежащей корпорации «Транснефть».

 

В тексте распоряжения, подписанного премьер-министром Дмитрием Медведевым, сказано, что участие России в соглашении более нецелесообразно.

 

Шпана — швейцарцам

Кормить эту шпану вдоль трубы никто не собирается, — говорил в декабре 2014 года президент «Транснефти» Николай Токарев.

История с российскими нефтепроводами на Украине тянется уже очень долго. Так, в 1993 году часть трубы, которая идет по украинской земле, была признана собственностью России. С 2005 года генпрокуратура Украины пытается это оспорить. Не найдя весомых аргументов в пользу своей позиции, Киев решил национализировать трубу, и Высший хозяйственный суд Украины одобрил процедуру.

Если на Украине решили ее таким незаконным образом забрать, то они ее заберут только в виде металлолома, потому что в ней продукта не будет. (...) А то ведь я читаю материалы украинской прессы, и оторопь берет: они всерьез считают, что если заберут трубу, то мы будем продолжать качать по ней продукт. И платить миллионы долларов компенсации за украденное топливо? Нам такой бизнес не нужен, — отреагировал руководитель компании.

Для «Транснефти» два участка на территории Украины совершенно не критичны. Токарев говорил, что компания не держится за трубу.

Мы готовы закрыть нефтепродуктопровод. Невелико богатство, — отмечал он.

Действительно, «Транснефть» страдала от регулярного воровства — топливо похищалось из труб на территории Украины. По сведениям компании, за пять лет было потеряно 57,9 тысячи тонн нефтепродуктов. Ежегодный ущерб «Транснефти» Николай Токарев оценил в 67 миллионов евро. Поставлять углеводороды через Украину — крайне ненадежное дело. К примеру, в 2014 году дизельное топливо «Башнефти» на два миллиарда рублей попросту не дошло до европейских потребителей, и предприятие было вынуждено его списать.

 

Впрочем, «Транснефть» изящно вышла из проблемной ситуации. Трубопроводы продали швейцарской компании International Trading Partners, которую контролирует гражданин ФРГ Анатолий Шефер. Сумма сделки не оглашалась. Примечательно, что сделка была одобрена Федеральной монопольной службой России и Антимонопольным комитетом Украины.

 

В результате «шпана вдоль трубы» стала проблемой швейцарского предприятия. И именно поэтому дальнейшее сотрудничество России и Украины в сфере эксплуатации нефтепродуктопроводов нецелесообразно.

В последние несколько лет прокачка [по данным участкам] была нерегулярной и не превышала 100 тысяч тонн в месяц. Думаю, это чисто техническое решение. Оно просто приводит договорную базу в соответствие с фактическим состоянием дел. А фактическое состояние таково, что "Транснефти" проще избавиться от проблемного актива. Мы не знаем, кто стоит за швейцарской International Trading Partners, может быть, структуры самой же "Транснефти". В любом случае, продав спорные участки этой швейцарской компании, российская сторона юридически перестала быть участницей спора, — пояснил «Ленте.ру» эксперт-аналитик «Финама» Алексей Калачев.

До того, как соглашение с Киевом было расторгнуто, «Транснефть» также прекратила поставки дизельного топлива на Украину.

Читать далее