Минэкономразвития исправило макроэкономический прогноз, лишив Россию роста.
«Скопим столько, чтобы 10 лет ничего не делать»
Алексей Филиппов/РИА «Новости»

Бюджетная политика в 2017 году сведет экономический рост к нулю. При этом с 2020 года Минфин предлагает изымать нефтегазовые доходы в резервы при цене нефти более $40 за баррель. Отсутствие экономических реформ и попытка возобновить бюджетное правило приведут к окончательному разложению экономики, считают эксперты.

 

Бюджет, рассчитанный в условиях плохо поддающихся сокращению военных расходов, не способствует экономическому росту. Это следует из окончательного варианта макропрогноза Минэкономразвития, направленного во вторник в правительство. Ведомство, согласившись после продолжительной борьбы учесть бюджетные параметры по инфляции и курсу доллара на 2017–2019 годы, отстаиваемые Минфином и Центробанком, существенно ухудшило прогноз роста ВВП на всю трехлетку.

 

В 2017 году ВВП теперь изменится в рамках статистической погрешности — на 0,2%. В 2018 году ситуация немного улучшится и рост составит 0,9%. И только в 2019 году экономический рост может качнуться в сторону 1,2%.

 

Отсутствие экономического роста Минэкономразвития увязывает с бюджетной политикой, предложенной Минфином. Для того чтобы сбалансировать бюджет в условиях ежегодного снижения дефицита на 1 п.п., Минфин настоял на неизменности параметров инфляции (4% в год на все трехлетку) и ослаблении рубля с 67,5 руб. за доллар в 2017 году до 71,1 руб. за доллар в 2019 году.

 

Министр финансов Антон Силуанов еще недавно признавал, что такие прогнозные показатели обеспечивают бюджету около 200 млрд руб. доходов по сравнению с вариантом, дающим больший экономический рост.

 

Прежний прогноз, который Минэкономразвития предлагало в качестве основного для расчетов бюджета, обеспечивал рост ВВП от 0,8% в 2017 году до 2,2% в 2019 году. Такие показатели достигались при условии постепенного снижения инфляции с 4,9% в следующем году до 4% в 2019 году. Курс национальной валюты, по мнению Минэкономразвития, при этом должен был не ослабевать, а укрепляться — до 62,7 руб. за доллар в 2019 году.

 

В реальных цифрах макроэкономический спор оказался выражен так. Бюджетные расходы не удалось заморозить на целевом ежегодном уровне в 15,78 трлн руб. в 2017–2019 годах. Расходы бюджета 2016 года, которые все лето правительство готовило к секвестру, увеличились в целом более чем на 300 млрд руб. При этом в этом году на ту же сумму сократились расходы по всем открытым статьям бюджета — социальным и инвестиционным. В результате более 600 млрд руб. были переведены на финансирование гособоронзаказа.

 

Расходы бюджета 2017 года также не уложились в целевой показатель 15,78 трлн руб. — они составляют 16,2 трлн руб.

 

Пока Минфин исходит из того, что гособоронзаказ в 2018 и 2019 годах будет сокращаться на 1 трлн руб. в год. Но сигналов о том, что Минобороны согласилось с такой политикой, с Арбатской площади не поступало.

Читать далее