Дискуссия об экономической политике в России сегодня невозможна без водки.
Между первой и второй
Харламов Вадим/Ъ / Коммерсантъ

Дискуссия об экономической политике в России сегодня невозможна без водки. Или можно сказать так: в вопросе регулирования алкогольной отрасли идет едва ли не самая свободная экономическая дискуссия.

 

Снижать ли акциз, вводить ли дешевую «народную» водку – или, напротив, акциз повышать и собирать его огнем и мечом?

 

От того, насколько тонко будет настроен алкогольный рынок, зависит не только наполнение бюджета и уровень потребления, но и отношение к социально-экономической ситуации в стране, и отношение к власти. Минимальная розничная цена (МРЦ) водки, введенная в 2010 г., становится тут неким социальным индикатором, дополняющим, например, прожиточный минимум. Он говорит о том, что государство заботится о гражданах, обеспечивая доступность важного продукта для малоимущих. Например, резкое снижение МРЦ с февраля 2015 г. по инициативе Владимира Путина (с 220 руб. до 185 руб. за 0,5 л) было чрезвычайно своевременным на фоне резкой девальвации декабря 2014-го и последующего роста инфляции.

 

Четыре месяца назад минимальная розничная цена выросла с 185 до 190 руб. за 0,5 л. Но теперь Минэкономразвития предлагает ее снова резко снизить до 136 руб. за «поллитру», а ФАС – вообще до 100 руб. (см. статью на стр. 18). Что ж, доходы граждан падают, правительство ищет все новые способы взять с граждан недостающие доходы бюджета – все эти неприятности легче переживать, если ты можешь себе позволить не одну, а почти две бутылки. Ну или не три, а четыре (в версии Минэкономразвития). То есть политически это совершенно правильные инициативы. Но их воплощение на практике требует определенной гибкости.

Читать далее