Сейчас лучше тратить по минимуму, стараясь сохранить максимально возможную сумму на будущее, полагают 61% россиян, утверждается в опросе ВЦИОМа. 60% считают, что сейчас "скорее плохое" время для крупных покупок, а "скорее хорошим" его назвали лишь 24% (три года назад таких было почти вдвое больше, 46%).
Вы почувствовали, что граждане стали экономить?
Антон Белицкий / Коммерсантъ

Александр Малис, президент "Евросети":

 

— Конечно. Мы видим, что прежде всего упали продажи. И люди стали гораздо внимательнее относиться к выбору техники. Продажи в кредит, напротив, сильно выросли: население не готово сразу тратить деньги. Это все признаки экономии. Рынок компьютеров, ноутбуков и крупной техники резко сжался. Например, телефон человек вынужден менять достаточно часто по разным причинам. А обновлять девайсы, которые могут работать хотя бы три-четыре года, люди не спешат. Скажем, раньше могли купить ноутбук, потому что вышла более новая и интересная модель, сейчас такого нет. Люди приобретают новую технику, когда старая ремонту уже не подлежит.

 

Максим Недякин, член совета директоров "Уютерры", бывший совладелец сети магазинов SPAR:

 

— Давно почувствовали. Особенно на примере "Уютерры", как сети товаров для дома. Люди начали экономить как минимум с начала прошлого года. Если же говорить о продуктах питания, то здесь ситуация неоднородная, многое зависит от конкуренции в регионе. Где-то есть даже рост, но он условный, так как связан с увеличением цен. А если пересчитать его в каком-то эквиваленте, привязанном к валюте, все станет очень грустно. В продовольственном ритейле ситуация достигла определенного предела. Остается надеяться, что населению все-таки поднимут зарплаты и наступит стабильность. Парадокс в том, что если люди впереди видят неопределенность, то даже при наличии денег тратить они их не будут. Они начинают тратить, когда видят стабильность и у них есть надежда на лучшее.

 

Виктор Семенов, председатель наблюдательного совета ГК "Белая дача":

 

— Однозначно. Если раньше винегреты занимали двадцатую позицию по продажам, то сегодня они резко набрали обороты. Винегрет более дешевый продукт, поэтому пользуется большим спросом. Сейчас выбирают дешевые продукты, а не те, которые полезнее.

 

Сергей Рак, председатель совета директоров компании "Маркон" (бренд "Стардогс"):

 

— Даже мы почувствовали. В кризисном 2008 году сетевые предприятия быстрого питания получили приток клиентов, которые, желая сэкономить, отказались от привычных обедов в кафе и ресторанах. Сейчас же этого не происходит, хотя мы и стараемся не повышать цены. Более того, заметно, что люди либо сократили частоту посещений, либо выбирают более дешевую продукцию. Кроме того, многие офисные и другие работники стали чаще приносить еду из дома. Наконец, в отличие от обычных кафе и ресторанов, которые закрываются повсеместно, успешно развиваются сети, сделавшие акцент на доставку пиццы, суши и другой подобной продукции.