Определены главные угрозы доходам россиян в ближайшие три года.
Пошарить по карманам
Илья Питалев / РИА Новости

Бюджет России продолжает оставаться дефицитным, и государство усиленно ищет деньги для того, чтобы свести концы с концами. Рассчитывать на быстрый подъем экономики и рост цен на нефть сейчас не приходится, а увеличивать заимствования в условиях сложной международной обстановки правительство не хочет. Все чаще звучат предложения переложить часть финансового бремени на население — в том или ином виде. «Лента.ру» проанализировала последние инициативы такого рода.

 

Основной источник компенсации разницы между расходами и доходами — Резервный фонд — стремительно пустеет. К сентябрю от него осталось около двух триллионов рублей (в 2015-м было шесть триллионов). Средства в кубышке скоро закончатся — в следующем году или даже в этом. Остается Фонд национального благосостояния (около 4,7 триллиона рублей), но пока его, судя по всему, тратить не собираются. Где брать деньги?

 

Налоговая оптимизация

 

В поисках дополнительных средств для бюджета государство прорабатывает самые разные варианты. К примеру, Минфин предложил повысить налог на добавленную стоимость с 18 до 20 процентов, а также взимать страховые взносы (их платят работодатели) со всего зарплатного фонда, доведя общую ставку до 26 процентов к 2019 году (сейчас взносы в полном объеме — 30 процентов — берутся только с окладов ниже 800 тысяч рублей в год, а с выплат больше этой суммы взимается лишь в 10 процентов).

 

За счет этого рассчитывают в течение трех лет увеличить доходы бюджета примерно на 1,2 триллиона рублей. Около половины этой суммы поступит почти сразу — в 2017 году, когда ситуация с бюджетом, как ожидается, будет наиболее трудной.

 

Это еще не все: 20 сентября уходящий со своего поста председатель Госдумы Сергей Нарышкин допустил, что в России может быть введен налог на богатых.

 

От прогрессивного налогообложения отказались в 2001 году, во время первого срока президента Владимира Путина. В результате значительная часть экономики вышла из тени. Когда положительный эффект от этого шага был исчерпан, многие чиновники, депутаты и экономисты заговорили о возвращении к прогрессивной шкале, принятой сейчас в большинстве как развитых, так и развивающихся стран.

 

Казалось бы сейчас, когда в стране такие трудности с бюджетом, самое время прибегнуть к этой мере. Однако объявленный Путиным мораторий на повышение налогов пока никто не отменял, и беспокойство по поводу слабого экономического роста (а повышение налогов его ускорению никак содействовать не может) — аргумент как минимум столь же сильный, как и необходимость сбалансировать бюджет.

 

По словам юриста BGP Litigation Наталии Юрченковой, ни ФНС России, ни граждане не готовы к этому решению.

Прогрессивную шкалу можно вводить только после того, как будут контролироваться расходы налогоплательщиков. Такой контроль больше затронет обеспеченные слои населения, а не общество в целом, — сказала эксперт «Ленте.ру».

И добавила, что повышение поступлений возможно не столько за счет увеличения налогового бремени, сколько за счет улучшения качества налогового администрирования и взыскания налогов после налоговых проверок.

 

Как говорит директор аналитического департамента «Golden Hills — КапиталЪ АМ» Михаил Крылов, с чисто экономической точки зрения мораторий на повышение налогов оправдан отсутствием роста экономики.

Я бы сказал, как минимум до 2019-го, потому что за эти годы в экономике все же может начаться рост, — считает он.

По его словам, социальные и оборонные расходы сейчас поддерживаются на уровнях, адекватных направлениям развития внутренней экономики.

Лечить больных, образовывать тех, кто не сэкономил на частное образование, — это чисто моральный и, может, экономический выбор, — подчеркнул он.

Читать далее