Куклы, машинки и мягкие зверушки — все это современным детям неинтересно. Аналитики компании NPD Group составили рейтинг самых продаваемых в России игрушек, и тут выяснилось, что четверть рынка захватили конструкторы. "Огонек" оценил новые веяния в детской индустрии.
Продажи детских конструкторов растут, несмотря на кризис
park.sokolniki.com

Родители на детях не экономят, как считается, даже в кризис. Но есть исключение — это игрушки. Исследовательская компания GfK представила свежие данные: за 1-й квартал 2016 года продажи детских игрушек в России сократились на 18,7 процента в номинальном выражении, на 7,8 процента — в денежном. Причина и в снижении доходов населения, и в росте цен. Большинство игрушек импортные, доля российской продукции на рынке не превышает 20 процентов.

 

Однако среди игрушек есть одно счастливое исключение — конструкторы. За 1-е полугодие 2016 года их продажи в стране выросли на 33 процента по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. И хотя в среднем они стоят на 20 процентов дороже других категорий игрушек, родители готовы радовать чад наборами и за 1200 рублей, и выше. Эти данные представила компания NPD Group, которая специализируется на аналитике рынка игрушек. Согласно ее последнему отчету, конструкторы — самый быстрорастущий сегмент в "игрушечной" индустрии по всему миру. Продажи конструкторов в США выросли на 9 процентов, в Европе — на 13. Эксперты заговорили о новом феномене — конструкторомании.

 

Производители конструкторов насколько уверены в успехе, что, например, датская компания Lego — мировой лидер в этом сегменте — в начале сентября объявила, что прекращает рекламировать свою продукцию в США, потому что она пользуется спросом и без дополнительного продвижения. В отчете компании говорится, что за последние 12 лет объемы продаж в мире у нее росли в среднем на 15 процентов в год, в 2015-м этот показатель составил уже 25 процентов, 2016-й обещает быть не менее прибыльным.

 

Популярность конструкторов эксперты индустрии объясняют сразу несколькими причинами. Родители, стремясь сэкономить, покупают их вместо дорогих высокотехнологичных игрушек. К тому же конструкторы способны не только занять ребенка, они по-хорошему предназначены для детского обучения и развития. Детские психологи отмечают и другое достоинство этих игрушек: зачастую ими увлекаются не только дети, но и сами родители — это реальный шанс провести время вместе и поиграть всей семьей.

 

Современные конструкторы и другие развивающие игрушки — это не просто сборно-разборные конструкции со множеством деталей, все гораздо сложнее.

Новые игрушки создаются на стыке сегментов,— объясняет Мария Ванифатова, гендиректор NPD Group в России.— К примеру, на стыке конструкторов, кукол и товаров для творчества: теперь девочки сами строят кукольные домики и лишь потом рассаживают в них кукол, создают им одежду, накрывают стол... Идеальная игрушка сегодня должна собираться, разбираться и модернизироваться, причем это могут быть как наборы "сделай сам", так и более комплексные, сложные игрушки, где нужно кодировать и программировать.

Так, за рубежом в детских магазинах выделен специальный раздел — STEM — это сочетание английских слов Science, Technology, Engineering, Maths (наука, технология, инженерия, математика). На полках или онлайн-страницах под этим разделом можно обнаружить целую научную лабораторию, адаптированную для детей: это наборы для химических и физических опытов, комплекты для выращивания растений и насекомых...

 

В нише развивающих игрушек вместе с конструкторами и наборами для экспериментов или творчества динамично растет и сегмент настольных игр, головоломок, пазлов. Их популярность связана еще и с более доступной ценой. Средняя стоимость пазлов в РФ — 212 рублей, настольной игры — 690 рублей. Один из факторов ценообразования — заметная доля российских производителей: 40 процентов (по данным Минпромторга).

 

Переход индустрии игрушек на новые рельсы в России получил интересное развитие: родители почувствовали себя самоделкиными. На онлайн-форумах и в соцсетях люди делятся идеями, как своими руками сделать для ребенка конструктор, настольную игру и другие "умные" игрушки. Бывает, что увлечение становится маленьким бизнесом. Так случилось, например, с семьей Казанцевых из Санкт-Петербурга: отец, компьютерный разработчик, и его 10-летний сын придумали (а мальчик еще и тестировал) игру, в которой объединили робототехнику, программирование и настольную игру, они собрали деньги с помощью краудфандинга и выпустили ее в продажу. И таких примеров, как отмечают эксперты, в стране немало.

 

Производители традиционных игрушек вынуждены подстраиваться под новые веяния, даже такие столпы "игрушечной" индустрии, как Mattel. В сентябре компания выпустила в продажу куклу Барби в образе разработчицы компьютерных игр и приложений, которая "без ума от точных наук и программирования". И тут не обошлось без конструирования: в коробке с куклой еще и набор ее рабочего места с ноутбуком, планшетом и, по-видимому, обязательной для IT-специалиста чашкой для кофе.