Президент ACI Russia Сергей Романчук о том, как ЦБ хочет защитить инвесторов от рынка.
Причинение добра инвестору
Андрей Гордеев / Ведомости

Последние месяцы брокерское сообщество бурлит: Банк России перешел к реализации программы развития финансового рынка на трехлетний период, один из основных шагов в которой – совершенствование защиты инвесторов на финансовом рынке. Для этих целей в начале лета ЦБ выпустил консультационный доклад на тему регулирования категорий инвесторов и определения их инвестиционного профиля. По названию кажется, что это специальная тема, однако подавляющее большинство брокерских компаний считают, что предложения Банка России – «черный лебедь», который может их уничтожить вместе с большими сегментами российского финансового рынка. Главным потенциальным пострадавшим выглядит срочный рынок, где доля физических лиц особенно велика.

 

Основная идея ЦБ проста: накопления граждан в количестве 17 трлн руб. до сих пор лежат на депозитах в коммерческих банках, игнорируя фондовый рынок (4 трлн руб. вложений в ценные бумаги). На основании своего анализа ЦБ утверждает: причина этого – недоверие граждан к любым более сложным инструментам инвестирования (акции, облигации, структурные продукты, срочный рынок), сложившееся в результате негативного предыдущего опыта. Стоит изменить регулирование таким образом, чтобы финансовые результаты соответствовали ожиданиям, – и деньги потекут рекой на рынок капитала, минуя банки, принося большую доходность инвесторам, создавая глубину рынка и ускоряя финансовое развитие страны.

 

Главная причина того, что инвесторы получают негативный опыт, с точки зрения ЦБ, заключается в порочной бизнес-модели сегодняшних брокерских компаний. Они, мол, готовы завлекать клиента, обещая золотые горы, но не предупреждая необходимым образом о рисках, провоцируя совершать большое количество сделок. Это модель казино, в которой в их сети попадают клиенты, жаждущие легких прибылей, быстро теряют свои деньги и уходят с рынка, чтобы никогда на него не вернуться. А долгосрочные инвесторы, ориентируясь на репутацию, созданную такими результатами, обходят рынок стороной.

Читать далее