Экономист Иван Любимов о том, какое общество вырастает из списывающих школьников и студентов.
Учеба с нулевой суммой
Владимир Родионов / РИА Новости

Российская система образования страдает серьезными хроническими проблемами, которые могут быть причиной не только недостаточно хорошей подготовки выпускников, но и на первый взгляд менее связанных с ней негативных явлений, в частности масштабной коррупции.

 

По результатам международного теста PIRLS, который проводится для измерения навыков чтения у учеников, закончивших начальную школу, Россия находится в мировых лидерах, регулярно занимая верхние строчки рейтинга. А другой международный тест, PISA, ставит 15-летних школьников из России уже значительно ниже среднего по ОЭСР. Если предположить, что оба теста достаточно точно измеряют уровень знаний, можно сделать заключение, что после окончания начальной школы происходит явный провал в образовании российских школьников.

 

Вполне вероятно, что одной из причин этого провала является чудовищная по масштабам проблема списывания. И достигает значительных масштабов она как раз в средней школе. Привыкнув списывать, молодое поколение продолжает заниматься этим до окончания образования, включая университеты и колледжи. Но, возможно, подобным образом ведут себя школьники и студенты во всем мире, и тогда вовсе не списывание является причиной различий в успеваемости?

 

Попытка ответить на первую часть этого вопроса делается в работе Яна Магнуса, Виктора Полтеровича, Дмитрия Данилова и Алексея Савватеева (2002 г.). Авторы сравнили отношение к списыванию в четырех странах: России, США, Нидерландах и Израиле. Школьников и студентов просили численно, по заранее определенной шкале, выразить свое отношение к студенту А, списавшему у студента B, к студенту B, давшему списать студенту А, а также к студенту C, сообщившему об эпизоде списывания преподавателю.

Читать далее