На рынке производства контента для российских телеканалов сменился многолетний лидер.
Крупнейшим производителем контента для ТВ стала «Солярис Промо Продакшн»
Ирина Бужор / Коммерсантъ

По итогам 2015 года крупнейшей по количеству вышедших на ТВ премьерных часов стала "Солярис Промо Продакшн" (СПП) Александра Карманова, которая до этого не входила даже в топ-20. Прежний лидер "Красный квадрат" Аркадия Ротенберга теперь второй: часть его передач "Первый канал" начал производить самостоятельно.

 

В 2015 году семь федеральных каналов ("Первый канал", "Россия 1", НТВ, ТНТ, СТС, "Пятый канал" и РЕН ТВ) показали 9,4 тыс. часов премьерного российского продюсируемого контента, что на 12% меньше, чем годом ранее, подсчитала компания KVG Research. Учитывались телешоу, сериалы, телефильмы, но не новости, информационные программы, спортивные трансляции и концерты.

 

Совокупная рыночная стоимость этого контента составила 40,3 млрд руб.— на 9% меньше, чем годом ранее. У спада несколько причин: сокращение затрат на телерекламу, которое Ассоциация коммуникационных агентств России оценила в 2015 году в 14% (до 136,7 млрд руб.), и снижение рейтингов крупнейших телеканалов из-за фрагментации аудитории и роста тематического смотрения. Каналы также пересмотрели контентную политику: часть сократила объем премьер, другие предпочли менее затратные виды контента. Примерно половину затрат на премьеры телекомпании потратили на сериалы, которые в общем объеме вещания заняли пятую часть.

 

Лидером по объему премьерного контента стала компания СПП владельца Евразийского трубопроводного консорциума Александра Карманова. В 2015 году канал ТНТ закупил у СПП 930 премьерных часов: помимо ключевого проекта компании реалити-шоу "Дом-2" в эфире шла программа "Перезагрузка". Уже в 2016 году СПП произвела для ТНТ сериал "Остров". К съемкам "Дома-2" СПП приступила в марте 2014 года, но до сих пор не попадала даже в топ-20 крупнейших производителей контента. Ранее шоу производили структуры Валерия Комиссарова по заказу продюсерского центра Comedy Club Production, миноритарием которого выступает тот же господин Карманов. Из-за смены подрядчика "Дома-2" Comedy Club выбыл из тройки лидеров, упав со второго сразу на седьмое место.

 

На второе место сместилась группа "Красный квадрат" с 910 часами премьер вместо 1208 часов в 2014-м. Она долгие годы делала крупнейшие проекты для "Первого канала" и возглавляла рейтинг телепродакшенов страны.

 

В 2014 году контроль в "Красном квадрате" от его основательницы Ларисы Синельщиковой перешел к Аркадию Ротенбергу. "Красный квадрат" потерял объемы производства из-за прекращения показа нескольких ежедневных ток-шоу компании, объясняют авторы исследования. Представитель "Первого канала" подтвердил, что часть таких проектов была закрыта еще в 2014 году. В середине 2014-го несколько шоу, которые в совокупности давали "Красному квадрату" около 300 часов, стал снимать сам канал, пояснил "Ъ" представитель телепроизводителя.

 

На третье место в топе поднялась "Новая компания" Александра Митрошенкова, производящая для "Первого канала" "Пусть говорят" и для "России 1" "Спокойной ночи, малыши". Она выпустила в эфир сразу три новых ежедневных ток-шоу: "Вести.doc" и "Загадку судьбы" на "России 1" и "Лолиту" на НТВ. "Мир Реалити Продакшн", напротив, опустилась с третьего места на восьмое из-за сокращения количества новых эпизодов в многосерийных сериалах на РЕН ТВ. Основатель "Мир Реалити Продакшн" Владимир Утин в 2014 году был назначен генпродюсером РЕН ТВ, но вскоре покинул телеканал.

 

Высокие позиции по количеству часов не гарантируют компаниям лидерство по доходам. Наибольший объем часов обеспечивают дневные программы, ток-шоу и сериалы. Стоимость часа закупки у них может быть как в два, так и в 15 раз ниже цены контента, предназначенного для вечернего прайм-тайма, в зависимости от канала, проекта и дня недели, отмечают в KVG Research.