До сих пор ХКФ-банк передавал свои данные лишь в аффилированное с ним бюро кредитных историй — БКИ "Эквифакс", которое лишится этого конкурентного преимущества.
ХКФ-банк будет передавать данные о своих заемщиках в ОКБ
Олег Харсеев / Коммерсантъ

Вчера ХКФ-банк и ОКБ объявили о заключении "долгосрочного соглашения о сотрудничестве" — в части передачи данных о своих заемщиках. До сих пор ХКФ-банк передавал данные о своих заемщиках лишь в аффилированное с ним БКИ "Эквифакс" (в котором банк владеет 25%). В другие крупнейшие БКИ ХКФ-банк передавал лишь данные заемщиков по ипотеке и автокредитам, выдачу которых он свернул в 2008 году. Данные по основным продуктам — POS-кредитам, кредитным картам и кредитам наличными — ХКФ-банк передавал только в "Эквифакс", что давало бюро конкурентное преимущество. Если кредитор хотел узнать историю заемщиков ХКФ-банка (по данным Frank Research Group, на 1 августа занимал восьмое место на рынке розничного кредитования), у него не было другого варианта, нежели как обратиться в "Эквифакс".

 

В целом ситуация, когда банки передают эксклюзивные данные в аффилированные БКИ не редкость. Так банк "Русский стандарт" делится информацией о заемщиках лишь с кредитным бюро "Русский стандарт". Сбербанк — лишь с ОКБ (в котором банк владеет 50%). Именно эксклюзивные данные о заемщиках Сбербанка (первое место на рынке розничного кредитования, доля рынка — 37,9%) вынудили ХКФ-банк отказаться от передачи данных только в "Эквифакс".

 

Дело в том, что стоимость запросов из БКИ напрямую зависит от того, передает ли ему банк данные о своих заемщиках. Если средняя цена одного кредитного отчета у крупных бюро, по словам собеседников "Ъ",— 4 руб. при достаточно больших запросах, то для ХКФ-банка цена могла превышать 10 руб. за отчет. Для Сбербанка, который блюдет эксклюзив ОКБ, цены тоже выше, но бюро делают ему скидку за объемы. "Безусловно, практика такова, что те, кто не передает данные в бюро, платят дороже. Но учитывается также, как правило, и объем запросов: чем больше запросов, тем меньше цена одного",— сообщили "Ъ" в Сбербанке. В условиях, когда потребительское кредитование, на котором специализируется ХКФ-банк, было фактически заморожено, банк не кредитовал клиентов с улицы — ему вполне хватало данных БКИ "Эквифакс". Однако летом ХКФ-банк официально объявил о возобновлении кредитования клиентов с улицы, что сделало актуальным для него данные о заемщиках крупнейшего кредитора Сбербанка, которые есть лишь у ОКБ.

 

По словам собеседников "Ъ", лишив "Эквифакс" эксклюзива, ХКФ-банк получил очень выгодные цены на запрос историй из ОКБ. "В итоге ОКБ предложило ХКФ-банку 1,5-2,5 руб. за отчет, что примерно вдвое ниже рыночных расценок",— объяснил собеседник "Ъ" из крупного розничного банка. Банкиры из крупных банков с развитой розницей, с которыми пообщался "Ъ", официально не стали комментировать соглашение ХКФ и ОКБ. Но в неофициальной беседе они не скрывают своего неудовольствия. "Мы много лет передаем в ОКБ большие объемы данных и не согласны с тем, что для ХКФ-банка цены ниже,— говорит собеседник "Ъ" в крупном банке.— Ценовые соглашения являются конфиденциальными, но если мы убедимся, что у ХКФ-банка преимущество, то будем добиваться от ОКБ снижения цен и для нас". В ОКБ и ХКФ-банке отказались от комментариев относительно ценовых условий сотрудничества.

 

Если ХКФ-банку партнерство с ОКБ дает существенную экономию, то бюро получает и вовсе неоспоримые преимущества. "ОКБ уже обладает эксклюзивными данными Сбербанка, а получит еще и данные ХКФ-банка,— говорит собеседник "Ъ" на рынке БКИ.— В таких условиях с ним будут вынуждены сотрудничать практически все банки, а значит, у него будет фактически полная информация и другим бюро конкурировать с ним будет сложно". Фактически на рынке создается монополист, указывает другой собеседник "Ъ". Не хватает ОКБ лишь данных "Русского стандарта". "Крупнейшие кредитные бюро выходили с предложениями о сотрудничестве в данном направлении, но банк не планирует передавать данные в другие кредитные бюро",— сообщили в пресс-службе "Русского стандарта".

 

В наибольшем проигрыше в текущей ситуации оказался "Эквифакс", который остался без эксклюзивных данных. Там ограничились нейтральным комментарием. "Иногда, чтобы понять качество услуг, нужно сходить к конкуренту",— заявил "Ъ" гендиректор "Эквифакса" Олег Лагуткин.

 

Юлия Полякова