"Яндекс" вышел на новый рынок.
На Auto.ru теперь будут продаваться и автозапчасти
Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Принадлежащий "Яндексу" Auto.ru, один из самых популярных российских интернет-ресурсов об автомобилях, запускает раздел с объявлениями о запчастях. Так, интернет-компания выходит на новый для себя рынок объемом 35 млрд руб., где ей придется конкурировать с онлайн-классифайдами, включая Avito.ru. Успех проекта будет зависеть от того, удастся ли "Яндексу" привлечь к партнерству крупнейших участников рынка, предполагают эксперты.

 

Сегодня Auto.ru запускает раздел запчастей для легковых автомобилей, сообщили "Ъ" в "Яндексе". Сервис стартует с более чем 600 тыс. предложений запчастей от магазинов и частных пользователей. В список входят кузовные элементы, электрооборудование, элементы ходовой части, трансмиссии, интерьера салона. Среди партнеров пока десять компаний, включая EuroAuto, Zapcar, Austor.ru, AutoOEM.ru. При этом "Яндекс" ведет переговоры "со всеми" профильными магазинами, включая крупнейший в рунете Exist.ru, и обещает в ближайшее время рост предложения и ассортимента. В частности, добавится категория "Шины и диски".

 

"Яндекс" купил Auto.ru за $175 млн в июне 2014 года у Михаила и Ольги Рогальских. По данным "Яндекс.Метрики", ежедневная аудитория проекта составляет около 1,5 млн человек с учетом мобильных устройств. По данным TNS Web Index, в июле количество пользователей Auto.ru с настольных компьютеров составило 5,92 млн россиян от 12 до 64 лет.

 

Теперь "Яндекс" выходит на новый для себя рынок, где будет конкурировать, в частности, с Avito — лидером российского рынка подержанных запчастей, публикующим, по собственным данным, более 5 млн объявлений ежедневно в разделе Avito Auto. Поначалу компания не собирается монетизировать раздел с запчастями.

Но агрегатор всегда рано или поздно включает монетизацию за счет комиссии за размещение и будет пытаться сделать так, чтобы пользователи размещали объявления напрямую у него,— предполагает топ-менеджер крупной интернет-компании.

В Avito.ru не стали комментировать планы конкурента.

 

В целом вторичный рынок автокомпонентов и запчастей в России в 2015 году достиг $19 млрд (1,16 трлн руб.), или 953 млн деталей, оценивало агентство "Автостат". По данным Data Insight, объем сегмента автозапчастей на российском рынке e-commerce в 2015 году составил примерно 35 млрд руб., или 10 млн заказов. По сравнению с 2014 годом рынок не вырос по числу заказов и увеличился примерно на 15% в деньгах. По мнению руководителя группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли EY в СНГ Андрея Томышева, темпы роста доли онлайн-продаж в автозапчастях одни из самых быстрых по сравнению с другими товарами. Партнерство с "Яндексом" позволит онлайн-продавцам автозапчастей получить доступ к его аудитории, констатирует он.

 

По сути, "Яндекс" расширяет "Яндекс.Маркет", рассуждает гендиректор CarPrice Эдуард Гуринович, добавляя, что проект сделает рынок "удобнее и прозрачнее для автовладельцев". Если "Яндекс" привлечет большинство компаний среднего и малого сектора, крупнейшие участники будут вынуждены участвовать, считает он. В противном случае он не уверен, что крупные продавцы заинтересуются сотрудничеством: "Невыгодно делиться своей аудиторией с новым проектом". В частности, вряд ли в проекте будет участвовать крупный игрок на Дальнем Востоке Amayama, имеющий одних владельцев с Drom.ru, прямым конкурентом Auto.ru, предполагает собеседник "Ъ" на рынке.

 

Сооснователь Data Insight Борис Овчинников называет онлайн-продажи автозапчастей "очень специфичным" сегментом e-commerce:

Специфика и в огромном ассортименте, и в IT-сложности, надо интегрировать огромный объем информации о совместимости деталей, а также в бизнес-моделях: многие крупные участники рынка работают не как обычные интернет-магазины, а как агрегаторы предложений сотен и тысяч поставщиков.

По мнению господина Овчинникова, гарантии, что "Яндексу" удастся сделать удобный и гладко работающий сервис, нет. Auto.ru — проект со сложившимся брендом, его воспринимают как площадку для продажи-покупки авто и как форум и тусовку, добавляет эксперт, расширить этот имидж до "места, где можно купить запчасти", будет непросто.