Из-за конкуренции операторов стоимость корпоративного доступа снижается.
Рынок интернет-доступа для офисов замедлил рост
А.Махонин / Ведомости

Во II квартале 2016 г. российский рынок корпоративного широкополосного доступа в денежном выражении год к году вырос на 4% до 13,8 млрд руб. Об этом рассказал аналитик «ТМТ консалтинга» Кирилл Татусь. По его словам, темпы роста доходов операторов бизнес-связи снижаются: во II квартале 2015 г. рост доходов от корпоративного ШПД составлял 6%. Татусь ожидает рост доходов от корпоративного интернета в 2016-2017 гг. на уровне примерно 3%.

 

Из-за роста конкуренции между операторами в регионах тарифы на корпоративный ШПД постепенно выравниваются и снижаются, отмечает Татусь. Если в 2014 г. тарифы с максимальной скоростью 2 Мбит/с в одном и том же регионе могли различаться до 50%, то теперь, как правило, у всех провайдеров ценник примерно одинаков, ближе к нижней границе ценового диапазона, что в итоге приводит к снижению темпов роста рынка корпоративного ШПД, утверждает он.

 

По словам Татуся, драйвер роста доходов на насыщенном рынке - переход корпоративных абонентов на более высокие скорости доступа. В 2014 г. 17% российских компаний пользовалось интернетом на скорости 10-100 Мбит/с, а 43% - на скорости до 2 Мбит/с, говорит Татусь, ссылаясь на данные Минкомсвязи. В 2015 г. доступ на скорости от 10 Мбит/с был уже у 23% корпоративных абонентов, а до 2 Мбит/с - только у 35%, аналогичную динамику можно ожидать и в 2016-2017 гг. Однако пик этой миграции уже пройден, считает Татусь.

 

По данным, которые ранее приводила iKS-Consulting, в 2015 г. выручка от всех услуг бизнес-связи впервые за долгое время снизилась – на 1,5–2% до 148 млрд руб. В 2014 г. ее рост составил 1,5%. Снижение выручки гендиректор iKS-Consulting Максим Савватин объяснял кризисом, сокращением доходов компаний и их издержек, в том числе расходов на связь. По его словам, в 2015 г. доходы от корпоративной телефонной связи упали примерно на 5%. Это падение смягчил рост доходов от услуг передачи данных для корпоративных клиентов примерно на 4%, говорил Савватин. В первом полугодии 2016 г. доходы от корпоративного ШПД год к году выросли максимум на 2%, считает он.

 

В Москве темпы роста выручки от корпоративного интернет-доступа в первом полугодии 2016 г. год к году снизились примерно на 20%, считает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. Из-за жесткой конкуренции между операторами и агрессивного снижения тарифов, в первую очередь МГТС, уменьшается средний ежемесячный платеж (ARPU) корпоративного абонента, объясняет он. Если год назад корпоративный доступ на скорости 30 Мбит/с стоил в среднем примерно 10 000 руб. в месяц, то сейчас подписаться на такой тариф можно за 3000 руб., приводит пример Мирзабеков.

 

«Вымпелком» ощущает замедление темпов роста выручки от корпоративного ШПД - это связано с переводом долларовых контрактов с корпоративными клиентами в рубли, а также с общей макроэкономической нестабильностью, говорит представитель оператора Анна Айбашева. Потенциал роста корпоративного сегмента связан с дополнительными сервисами для компаний-подписчиков, считает она.