После прихода в парк национального перевозчика LOT дальнемагистральных Boeing 787 у него возникла необходимость в увеличении числа полетов в Азию через территорию РФ.
Польша просит пересмотреть условия полетов по транссибирским маршрутам
Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

Представители польских властей в сентябре посетят РФ для проведения переговоров о полетах национального перевозчика LOT над территорией Сибири, сообщило "РИА Новости" со ссылкой на и. о. главы польского управления гражданской авиации Петра Самсона. В ходе переговоров стороны обсудят увеличение частоты полетов по транссибирским магистралям, сообщил господин Самсон. Сейчас LOT летает по транссибирским маршрутам в Пекин и Токио, но уже в октябре начнет полеты в Сеул. В дальнейшем компания планирует развивать маршрутную сеть в Азии и хотела бы получить дополнительные частоты.

 

За пролет над Сибирью Москва, не подписавшая соглашение о транзите при международных перевозках Чикагской конвенции, с 1970-х годов взимает плату (роялти) с иностранных авиакомпаний, летящих из Европы в Азию. Экономия времени на парный рейс в среднем составляет четыре-пять часов, или около $80 тыс. Данные об объеме роялти "Аэрофлот" (получает основную часть средств) не раскрывает. В отчетности группы указаны "доходы по соглашениям с авиакомпаниями", в 2015 году они достигли 31,5 млрд руб. По неофициальным данным, объем поступлений от роялти рос от десятков миллионов долларов в год в 1970-х годах до $200-500 млн в 2000-х.

 

Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, говорит, что польской стороне сейчас необходимо решать вопрос "максимально активной эксплуатации дальнемагистральных самолетов". Парк перевозчика состоит из 44 судов, в который также входят 6 дальнемагистральных Boeing 787 Dreamliner (LOT является первым европейским заказчиком этого типа самолетов). При этом пока компания имеет право эксплуатировать только три частоты по транссибирским маршрутам.

 

Последний раз переговоры между авиационными властями РФ и Польши состоялись в 2013 году, следует из протокола на сайте Росавиации. В документе говорится, что польская сторона еще тогда пересмотрела планы деятельности на ближайшие годы с учетом открытия назначенным перевозчиком новых маршрутов. Поэтому польские власти предложили Москве выделить пять еженедельных частот для каждого маршрута из Варшавы в Пекин, Токио, Сеул, Сингапур, Шанхай, Гонконг и Шэньчжэнь. Российская сторона приняла во внимание это предложение, но никаких решений не последовало. Вчера в пресс-службе Минтранса запрос "Ъ" переадресовали в управление гражданской авиации Польши, где на запрос "Ъ" не ответили.

 

Источник "Ъ" в отрасли добавляет, что выделение дополнительных частот польской стороне будет невыгодно "Аэрофлоту". Сейчас основной транзитный пассажиропоток из Польши в Азию использует рейсы "Аэрофлота". С выделением дополнительных частот польская компания сможет сама перевозить пассажиров в Азию, минуя Москву. Поэтому в интересах "Аэрофлота" скорее поддерживать устойчивый транзитный пассажиропоток на этом направлении, чем получать выплаты за пролеты. Источник "Ъ" в "Аэрофлоте" говорит, что компания "уверенно себя чувствует вне зависимости от изменения условий конкуренции", поясняя, что может предложить пассажирам более выгодные условия, чем зарубежные авиакомпании, поскольку существенная часть ее расходов номинирована в рублях.

 

"У польской делегации вряд ли есть уникальное предложение, способное повлиять на сговорчивость российской стороны на предстоящих переговорах",— говорит исполнительный директор "Авиапорт" Олег Пантелеев. Традиционно интересы европейских переговорщиков применительно к транссибирским маршрутам заключались в получении возможности летать без выплаты компенсационных платежей "Аэрофлоту", поясняет он. Но позиция российской стороны всегда была однозначной и вряд ли изменится сейчас.

 

Елизавета Кузнецова