Зампред ЦБ Александр Торшин о выборе дизайна новых банкнот в 200 и 2000 рублей.
«Финальный этап будет не менее захватывающим»
Дмитрий Духанин / «Коммерсантъ»

Пять десятков российских городов и почти 80 символов могут попасть на новые банкноты номиналом 200 и 2000 рублей. Более миллиона россиян уже отдали свои голоса на сайте Твоя-Россия.рф. Сейчас проводятся опросы общественного мнения, по итогам которого будет составлен список из десяти городов-претендентов. А через десять дней стартует финальный этап отбора. «Лента.ру» побеседовала с заместителем председателя Банка России Александром Торшиным о ходе голосования, предпочтениях россиян и экономических последствиях появления новых купюр.

 

«Лента.ру»: Через десять дней стартует финальный этап голосования по выбору символов для новых банкнот. Как вы лично оцениваете активность граждан и первые результаты голосования?

 

Торшин: Результаты первого этапа конкурса говорят сами за себя. За месяц с 28 июня по 28 июля россияне предложили 5152 символа из более чем тысячи городов страны; 76 символов из 49 городов прошли в следующий этап. Всего в голосовании приняли участие свыше одного миллиона ста тысяч человек. В Банк России приходило много писем с просьбами включить тот или иной символ, тот или иной город в список для голосования. География предложений охватила всю страну — от Калининграда до Петропавловска-Камчатского и от Дербента до Диксона. Голосовали и миллионники, и маленькие города и поселки.

 

Вообще список символов очень разнообразен: помимо предсказуемых исторических памятников, шедевров архитектуры, выдающихся инженерных сооружений, рек и озер попадались и совершенно неожиданные символы. Например, очень много голосов было отдано за памятник котенку с улицы Лизюкова в Воронеже, а в самом конце первого этапа пользователи стали активно продвигать «народного мэра Барнаула» кота Барсика.

 

Как будет проходить финальный этап? Ожидаете ли вы самоорганизации групп «болельщиков» за те или иные символы?

 

Мы надеемся и ожидаем, что финальный этап будет не менее захватывающим, а может, даже и более драматичным, чем первый. Отмечу, что проголосовать смогут все желающие, при этом для разных категорий граждан предусмотрены разные способы. Активные пользователи интернета смогут зайти на сайт Твоя-Россия.рф и сделать свой выбор в онлайн-режиме, как это было на первом этапе.

 

Для старшего поколения и тех, у кого нет возможности выйти в сеть, есть более традиционные способы — например, заполнить специальную анкету, купив газеты «Комсомольская правда» или «Аргументы и факты», и отправить ее нам по почте. Или прийти на день открытых дверей Банка России 1 октября и там проголосовать за понравившиеся символы.

 

Мы предусмотрели возможность голосования даже для тех, кто вообще все пропустил или привык откладывать на последний день: они смогут сделать свой выбор 7 октября во время шоу на канале «Россия 1», отправив СМС на короткий номер. Так что мы, конечно, предполагаем, что у каждого из символов будут свои болельщики и активисты, и это хорошо.

 

Второй этап отбора, который сейчас как раз завершается, проводит Фонд «Общественное мнение». Почему выбран именно такой формат?

 

Нашей задачей было получить максимально репрезентативную выборку голосов, и благодаря Фонду «Общественное мнение» это, на мой взгляд, удалось сделать. Опрос проводится более чем в 200 населенных пунктах всех типов по всей стране — от сел до городов-миллионников. Респондентам предлагаются карточки с фотографиями символов, прошедших отбор в первом этапе, и они выбирают из них предпочтительные варианты.

Читать далее