Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело по признакам картельного сговора семи поставщиков, участвующих в госзакупках лекарственных средств и медицинских изделий.
ФАС ищет признаки картеля в 700 медицинских госконтрактах
Виктор Коротаев / Коммерсантъ

Служба обнаружила признаки намеренного поддержания цен в 700 аукционах, прошедших в последнее время в 48 регионах России. Эксперты фармацевтического рынка считают, что периодические сообщения ФАС о сговоре в этой сфере свидетельствуют об отсутствии системного решения проблемы. При этом они отмечают, что существенное снижение цены на аукционах зачастую невозможно из-за дешевизны выставляемых в регионах лекарственных лотов.

 

По версии ФАС, выявленный службой картель действует в 48 регионах России: от Калининградской области до Камчатского края (включая Москву и Санкт-Петербург). Участники сговора — поставщики лекарств на 700 аукционах поддерживали начальную максимальную цену госконтракта на лекарства и медизделия либо незначительно ее снижали (на 0,5-2%). Между тем, по данным Минэкономики, при конкурентных госзакупках цену контрактов, как правило, удается снизить в среднем на 10%. ФАС заинтересовалась аукционами, проанализировав статистику электронных торговых площадок; от самих покупателей, медицинских организаций, жалоб на завышение цен не поступало. Дело ФАС возбуждено по "антикартельной" статье закона о конкуренции, грозящей виновным компаниям штрафами в 10-50% от начальной максимальной цены на торгах.

 

Антимонопольное ведомство подозревает в участии в картеле семь фирм-поставщиков лекарств: "Росмедкомплект", "Эталон-Трейдинг", "Маркет Фарм", ПИК, "Интермедсервис", "Сервис-Фарм" и "Интермедсервис Фарма". В мае управление ФАС по Карелии уже штрафовало "Росмедкомплект" и "Эталон-Трейдинг" — за участие в сговоре на 38 электронных аукционах местного минздрава общим объемом 85 млн руб. Обе фирмы сейчас оспаривают решение ФАС в арбитражном суде. В карельском деле служба решила, что фирмы участвуют в картеле, так как те добивались минимального снижения цены, подавали идентичные заявки с предложением одинаковых товаров одного производителя и использовали один IP-адрес.

 

В ведомстве поясняют, что об объеме причиненного бюджетам ущерба и о размере штрафов для участников всероссийского картеля говорить пока рано — ФАС только начала рассмотрение дела и проводит внеплановые выездные проверки с участием Генпрокуратуры.

 

Замглавы ведомства Андрей Цариковский отмечает, что существование картелей приводит к росту цен на лекарства и медицинские услуги. По словам начальника управления по борьбе с картелями ФАС Андрея Тенишева, "никакая другая отрасль сегодня не подвержена такому массовому влиянию антиконкурентных практик", как сфера закупки лекарств и медизделий.

Решение ФАС, скорее всего, будет оспорено в суде. Если единственным доказательством ведомства будут только результаты торгов, дело может развалиться,— говорит Николай Демидов, гендиректор ЦМИ "Фармэксперт".

При этом, по его словам, в целом ФАС в рамках своих полномочий действует достаточно эффективно — больший объем доказательств ведомство могло бы получить, только привлекая к делу силовые ведомства, что не всегда возможно. Иной точки зрения придерживается глава НИИ организации здравоохранения Давид Мелик-Гусейнов.

Объявления о картелях, которые ФАС нашла на фармрынке в "ручном режиме", мы слышим каждый год. Это показывает, что на системном уровне проблема не решена и необходимо менять законодательство как о полномочиях ФАС, например в части кратного увеличения штрафов, так и о проведении закупок лекарств,— говорит он.

По словам господина Мелик-Гусейнова, в отдельных случаях можно было бы закупать препараты у единственного поставщика, как это делают в Нижегородской области.

Такой подход позволяет проводить абсолютно конкурентную процедуру один раз в несколько лет,— считает он.

Отметим, что Нижегородская область входит в список регионов, в котором действует предполагаемый ФАС картель.

 

Гендиректор исследовательской компании DSM Group Сергей Шуляк говорит, что с учетом того, что около 40% торгов в сфере медицины проходят на безальтернативной основе, раскрытие этого картеля неудивительно.

С другой стороны, причиной низкого спроса является дешевизна выставляемых в регионах лекарственных лотов — из-за этого же существенное снижение цены на них часто невозможно,— отмечает эксперт.

По данным Минэкономики, ниже всего конкуренция в закупках лекарств и медтехники по контрактам от 50 млн до 500 млн руб.— на один такой контракт в среднем приходится 1,9 заявки.