Россияне за границей стараются не сорить деньгами.
Скромные русские
Fotolia/Africa Studio

В летний сезон — 2016 россияне стали гораздо меньше тратить за границей по сравнению с прошлыми годами, подсчитали в Райффайзенбанке. Больше всего в категории трат занимает «общественное питание и рестораны», а приоритетными странами стали Кипр и Греция.

 

Тратим меньше

 

Россияне этим летом стали тратить денег за границей меньше, чем год назад, подсчитал Райффайзенбанк, проанализировав данные более 3 млн своих клиентов.

 

Средний чек по картам Райффайзенбанка за рубежом в мае — июле этого года составил 68 долларов, в этом же периоде прошлого года — 88, а в 2014 году — 121.

В 2016 году к 2015 году средний чек в долларах упал на 28%, а к 2014-му — почти на 45%, — пояснили в банке.

В рублях средний чек за рубежом также сократился: в мае — июле 2016 года он составил 3 781 рубль, за аналогичный период 2015 года — 4 930, а 2014-го — 4 607.

 

Средний объем трат по картам на человека в долларах составил за рассматриваемый период в 2016 году 818, в 2015-м — 891, в 2014-м — 1 249. В рублях в 2016 году он составил 52 202, год назад — 49 916, два года назад — 48 061. В 2016 году средний объем трат на человека в рублях по сравнению с 2015-м вырос на 5%, по сравнению с 2014-м — на 9%.

 

Клиенты других банков также стали экономить в долларовом эквиваленте. Но траты покупателей в рублях либо растут, либо остаются на прежнем уровне. Так, в ВТБ 24 рассказали, что средний чек трансакций нынешним летом составил 100 долларов, по сравнению со 130 долларами в 2015-м и 160 долларами в 2014-м. Средний чек на клиента сократился с 31 тыс. до 28,3 тыс. рублей. А вот количество клиентов с трансакциями в ВТБ 24 за указанный период выросло — с 660 тыс. до 760 тыс.

 

В Московском Кредитном Банке (МКБ) средний чек в мае — июне 2016 года составил 90 долларов США, уменьшившись на 20% по сравнению с 2015 годом (110 долларов) и на 38% по сравнению с 2014-м (143 доллара). Средний рублевый чек в мае — июне 2016 года составил 5 800 рублей. Чек почти не изменился по сравнению с 2015 годом (5 900 рублей) и увеличился на 16% по сравнению с 2014-м (5 000 рублей). Среди клиентов МКБ средний объем трат на человека этим летом составил 640 долларов США, сократившись на 15% по сравнению с 2015-м и на 37% по сравнению с 2014 годом. Число кардхолдеров (держателей карт. — Прим. ред.) с июля 2014 по июль 2016 года выросло на 180%.

 

В ЮниКредит Банке поделились статистикой за июнь — июль. Выяснилось, что средний чек в долларах США в банке составил в первые два месяца этого лета 83 доллара, по сравнению с 2015 годом он снизился на 10%, по сравнению с 2014 годом — на 34%.

 

Объем средних трат за границей у клиентов Ситибанка суммарно за три месяца в 2016 году, как и в 2015-м, составил более 28 тыс. рублей.

 

Средний чек по картам в долларах в Бинбанке за последние три года заметно снизился: в мае — июле 2014 года средняя сумма трансакции по долларовым картам за рубежом превышала 120 долларов, в аналогичном периоде 2015 года она составила порядка 90 долларов, а в мае — июле 2016 года — чуть более 70. Но в рублях этот показатель держится на прежнем уровнем — 4 500 рублей. Тратит один клиент Бинбанка за рубежом по-прежнему в среднем 31—33 тыс. рублей.

 

В Альфа-Банке средний чек в рублях составляет 5 209 рублей (для сравнения: в 2015 году он составил 1 339 рублей), в американской валюте — 137 долларов в этом году и 153 — в прошлом. В банке подчеркивают, что речь идет как об офлайн-покупках, так и о приобретении товаров из-за границы непосредственно в России.

 

В мае — июле 2015 года примерно 15% держателей карты банка «Открытие» использовали ее за границей, сообщили в пресс-службе финучреждения. В 2016 году за аналогичный период этот показатель составлял 11%.

Однако падение в 4% пункта объясняется не только снижением туризма, но и стремительно растущей базой клиентов банка, — добавляет вице-президент, директор департамента банковских карт и потребительского кредитования банка «Открытие» Ольга Овчинникова.

Путешествуем реже

 

По-прежнему двумя самыми популярными направлениями для летних заграничных поездок россиян остаются Европа и США, уверяют в Райффайзенбанке. На третье и четвертое место, обогнав Азию, попали Ближний Восток и страны бывшего СССР. Падение более чем на 60% в объеме трансакций продемонстрировали дорогие экзотические направления — Океания, Латинская и Южная Америка.

 

В каких странах больше всего тратят россияне? По данным Райффайзенбанка, наибольший объем трансакций с 1 мая по 1 июля 2016 года был сделан в Великобритании и Италии: 1,11 млрд и 1,09 млрд рублей соответственно. На третьем месте — США с 1 млрд рублей. В пятерку также вошли Германия и Испания. В 2015 году тройку стран — лидеров по объему трансакций также составляли Великобритания, Италия и США, однако на первом месте была Италия, на втором — США, а Великобритания — на третьем. В топ-10 самых популярных стран поднялись Кипр и Нидерланды: с 12-го на восьмое место и с 13-го на девятое соответственно.

 

Наиболее заметный скачок в топ-30 стран продемонстрировали: Польша (с 53-го места поднялась на 24-е), Черногория (с 47-го на 22-е), Китай (с 52-го на 30-е). Не отстали от них и страны постсоветского пространства: Украина (с 46-го на 25-е), Казахстан (с 48-го на 28-е) и Беларусь (с 38-го на 19-е). Но некоторые страны сдали свои позиции: Бельгия (опустилась на шесть ступеней вниз), Турция (на четыре позиции), Болгария (на одну), Латвия (на три), Люксембург (на две), Чехия (на четыре), Финляндия (на две).

 

В ВТБ 24 за три лета расклад стран — лидеров по трансакциям не изменился: Великобритания и Северная Ирландия на первом месте. Турция выбыла из топ-10, зато с 2014 года Кипр шагнул с 10-го на шестое место, а Греция — с девятого на седьмое.

 

Подтвердили выбывание Турции и появление Кипра в топ-10 и в ЮниКредит Банке. По данным его пресс-службы, среди лидеров прироста рублевого оборота Кипр (+40%) и Греция (+26%).

Традиционно самые большие трансакционные обороты происходят в Западной Европе и США. Если говорить о трендах 2016 года, очевиден спад транcакций в Египте и Турции, которые ранее были весьма популярны. Наибольший процентный рост трансакций зафиксирован в Греции и на Кипре, которые обрели популярность на фоне снижения интереса клиентов к восточным и африканским странам, — говорит вице-президент банка «Открытие» Ольга Овчинникова.

В Ситибанке из десятки стран — лидеров по объему средних трат окончательно выбыли США и Великобритания. Зато этим летом клиенты банка больше тратили в Объединенных Арабских Эмиратах (рост объема средних трат на 12%), Китае (+1,5%) и Италии (+4%). Также среди самых популярных стран по объему трат в этом году оказались Исландия (+42%), Латвия (+35%), Молдова (+34%) и Словения (+33%).

Россияне стали гораздо чаще выезжать на Кипр: объем средних трат в этой стране вырос на 36%. При этом основная статья расходов приходится на покупки туристических путевок: средний объем трат в категории «туристические агентства» вырос на 24%, — поделились в пресс-службе Ситибанка, добавив, что клиенты стали меньше тратить в Греции: объем трат в этой стране сократился на 105%.

За еду платим больше

 

Структура трат россиян за границей, судя по отзывам банков, по сравнению с прошлым летом изменилась. В Райффайзенбанке отмечают, что значительно выросли траты российских туристов на общественное питание (+19% к 2015 году) и на развлечения (+7% к 2015 году). Расходы на отели снизились на 4% по сравнению с 2015 годом. Упала и доля трат на аренду автомобилей — на 12%.

 

В ЮниКредит Банке соглашаются, что по сравнению с 2014 годом возросла доля расходов в категории «рестораны» — рост по банку на 3,5%. Выросла доля расходов в категории «супермаркеты и отели». На 3% упала доля расходов в категории «одежда».

 

Среди самых популярных категорий зарубежных трат аналитики Ситибанка называют «цветочные магазины» (+86%), а также «парки развлечений» (+55%), «рестораны быстрого обслуживания» (+40%), «магазины молочных продуктов» (+37%) и «сервисы доставки» (+30%).

 

В ВТБ 24 структура трат клиентов за рубежом значительно не изменилась. По словам представителей банка, по-прежнему самыми популярными являются покупки в супермаркетах / аптеках / duty free, операции через банкоматы, оплата отелей, заказ экскурсий/билетов, посещение ресторанов/кафе и аренда автомобиля.

 

Милан не по карману

 

Главная причина сокращения трат россиян за границей в валюте — ослабление рубля и падение доходов большинства населения, признают аналитики.

Да, курс далек от максимальных значений, но и массовый потребитель только сейчас адаптировался к новым реалиям, исчерпал валютные накопления и, как следствие, более вдумчиво подошел к вопросам экономии в поездках, — комментирует председатель правления банка «Югра» Дмитрий Шиляев.

По его мнению, рост числа трансакций показывает, что люди становятся более финансово грамотными, ищут выгодные способы покупки валюты и переходят на безналичный расчет.

 

Но все не так однозначно, уверяет заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова.

Возможно, россияне теперь «по старинке» предпочитают возить с собой наличные деньги. Есть и те покупатели, которые из-за экономии в период кризиса либо потому, что отдыхают в конкретной европейской стране не в первый раз, отказываются от покупки сувениров, поездок на экскурсии, аренды автомобиля и так далее. А те обеспеченные люди, которые постоянно ездят в Европу ради шопинга — например, на распродажи, — вероятно, не сокращают своих расходов, — предполагает Мильчакова.

Впрочем, она добавляет, что таких людей не так много.

Уже не каждый представитель среднего класса сможет позволить себе просто так взять и поехать на выходные на шопинг в Милан, Рим или Лондон, — рассуждает аналитик.