Это грозит подорожанием авиабилетов.
ФАС сможет устанавливать тарифы для строящихся аэропортов
Е. Разумный / Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала проект изменений в положение о госрегулировании цен на услуги естественных монополий в аэропортах. Основная новация – ФАС сможет устанавливать предварительные долгосрочные тарифы (до пяти лет) для компаний, которые реализуют масштабные аэропортовые инвестпроекты, т. е. еще не ведут операционную деятельность и не являются субъектами естественных монополий, рассказал и. о. начальника управления регулирования транспорта ФАС Андрей Кузнецов.

Это должно облегчить приход инвесторов, у них будет понимание, за счет чего они будут возвращать инвестиции. Такие инвесторы выступают в хорошем смысле лоббистами изменений, – продолжает он.

Сейчас несколько объектов строят новые, не ведущие деятельности компании: например, аэропорт «Южный» под Ростовом (структура холдинга «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга за 18 млрд руб.), новый терминал аэропорта Хабаровска, приводит он пример.

 

Для действующих аэропортов, осуществивших инвестиции, долгосрочные тарифы устанавливаются и сейчас: еще до слияния с ФАС их установила Федеральная служба по тарифам для «Пулково», аэропортов Сочи и Самары, в июле служба установила их на четыре года для аэропорта Нижнего Новгорода (входит в «Аэропорты регионов»), аэропорт может применить их уже в сентябре, рассказал Кузнецов.

 

Проект изменений будет одобрен постановлением правительства, он сейчас согласуется Минтрансом и Минэкономразвития, после чего будет внесен в правительство, сказал Кузнецов. Представитель Минтранса от комментариев отказался, представитель Минэкономразвития сообщил, что министерство поддерживает введение долгосрочного тарифного регулирования.

 

ФАС регулирует в региональных аэропортах тарифы за взлет-посадку, сверхнормативную стоянку судна, обеспечение авиационной безопасности и аэровокзальное обслуживание. Регулируемые долгосрочные тарифы в Нижнем Новгороде будут почти вдвое выше нынешних, знает федеральный чиновник.

Обслуживание оборотного рейса (прилет-улет) стоит в Нижнем Новгороде примерно 100 000 руб., из которых больше половины приходится на регулируемые тарифы, т. е. сборы аэропорта подорожают примерно на 60 000 руб. – это очень много, – говорит топ-менеджер российской авиакомпании.

Аэропорты «Пулково» и Сочи, где ранее ввели долгосрочные тарифы, самые дорогие в европейской части страны – примерно 200 000 и 150 000 руб. за оборотный рейс, добавляет он.

 

Аэропортовые сборы в расходах авиакомпаний составляют от 10 до 20%.

В долгосрочном планировании нет ничего плохого, авиакомпании тоже заинтересованы заранее планировать расходы. Но если суть долгосрочных тарифов состоит только в том, что вместо старого аэропорта или терминала откроется новый, но вдвое дороже, то все авиакомпании, уверен, консолидированно будут против. Российские аэропорты, к сожалению, остаются одними из самых дорогих, особенно региональные. Их экономика значительно лучше, чем у авиакомпаний, которые работают в условиях острой конкуренции, – говорит гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов.

Читать далее