Арас Агаларов не может договориться с московскими властями о том, кто должен платить за содержание станции, выяснил Forbes. Пока «Мякинино» не принадлежит никому.
Почему закрывают «Мякинино»: первая частная станция семь лет стоит без хозяина
Александр Щербак / ТАСС

Пресс-служба Московского метрополитена сообщила во вторник, что станцию «Мякинино» Арбатско-Покровской линии закроют с 22 августа. Это придется сделать, так как уже семь лет метрополитен не может в необходимом объеме выполнять требования транспортной безопасности из-за неурегулированных имущественно-земельных отношений с инвестором — Crocus Group Араса Агаларова, говорится в сообщении.

 

Пока собственника у «Мякинино» нет. Представитель метрополитена Андрей Кружалин сообщил Forbes, что станции нет на балансе учреждения. Арас Агаларов говорил ТАСС, что Crocus Group также не является собственником. Представитель компании пообещал предоставить дополнительные комментарии позднее.

 

«Мякинино» закрывают, потому что Crocus Group и «Московский метрополитен» с 2009 года не могут определиться, кто будет оплачивать содержание станции, рассказали Forbes два источника, знакомых с условиями договора, и подтвердил собеседник в одной из компаний, давно работающей с метрополитеном.

 

Последний вспоминает:

Когда станцию начинали строить, у Агаларова с городом была договоренность, что путь и основные конструкции станции передаются на баланс метрополитена, а вестибюль и выходы остаются у инвестора.

Метрополитен ждет, что Crocus возьмет на себя часть эксплуатационных затрат по всему станционному комплексу, а Агаларов готов «поддерживать в нормальном состоянии только свою собственность: верхнюю часть вестибюля — все, что над эскалатором», объясняет собеседник Forbes, знакомый с деталями договоренностей.

 

Угрозы для пассажиров «Мякинино» не представляет, уверен подрядчик метрополитена.

В столичном метро есть менее современные станции с точки зрения логистики пассажиров, в случае чего выбраться оттуда будет сложнее, — говорит он, добавляя, что проект «Мякинино» успешно прошел Главгосэкспертизу, а строилась станция под контролем города и инвестора.

«Мякинино» открыли в конце 2009 года. Это первая и единственная станция в России, построенная на деньги частного инвестора. Рядом со станцией расположены ключевые объекты Агаларова: выставочный центр «Крокус Экспо», концертный зал «Крокус Сити Холл», несколько торговых центров и бизнес-центр, а также гипермаркет «Твой дом».

Проект строительства «Мякинино» не регулируют ни нормы о концессии, ни о государственно-частном партнерстве, а понятие ГЧП используется в данном случае в маркетинговом смысле, — говорит председатель совета директоров Infra One Альберт Еганян.

Если бы контракт был правильно структурирован, то подобных проблем с определением собственника не возникло бы, уверен он.

 

С ним согласен руководитель проектов практики «Инфраструктура» «НЭО Центра» Николай Захаров. Условия соглашения были прописаны не до конца, поэтому возник спор, говорит он:

Можно предположить, что инвестор, не получив отдачи, содержать станцию не хочет, а город настаивает.

В интервью «Ведомостям» Агаларов говорил, что инвестировал в строительство «Мякинино» $30 млн и готов передать здание станции столичным властям.

 

«Мякинино» является первой станцией, построенной на территории Московской области, в Красногорском районе. Теперь она обслуживает не только девелоперские проекты Crocus Group, но и жителей крупного жилого района Павшинская пойма, в котором проживают около 50 000 человек.

 

Реальные выгодоприобретатели от строительства «Мякинино» — застройщики Московской области, уверен директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин:

На это метро уже навешано огромное количество жилой недвижимости. Благодаря «Мякинино» она в этом районе стала чего-то стоить.

По его мнению, «Крокус Сити» сможет функционировать и без метро, а вот жители Павшинской поймы вскоре почувствуют дискомфорт.