Вынужденное расширение розницы может плохо сказаться на прибыльности.
За три месяца МТС построила 240 салонов под брендом «Телефон.ру»
М. Стулов / Ведомости

На конец июня в розничной сети МТС работало 600 салонов под брендом «Телефон.ру», рассказал представитель оператора Дмитрий Солодовников. В I квартале 2016 г. их было 360, следует из отчета МТС, т. е. за квартал их количество выросло на 240 салонов, или на 66%. До конца 2016 г. сеть «Телефон.ру» планируется расширить до 800 салонов, обещает Солодовников.

 

МТС начала открывать салоны «Телефон.ру» в августе 2016 г. Этот бренд она купила в 2009 г. вместе с одноименным ритейлером, который потом был закрыт. Старый бренд понадобился оператору после того, как у него испортились отношения с сетью салонов «Связной» (это произошло сразу после смены контролирующего акционера сети) и та перестала продавать sim-карты МТС. Создание «Телефон.ру» – это ответ «Вымпелкому» и «Мегафону», которые фактически контролируют продажи контрактов в двух крупнейших мультибрендовых сетях, «Евросети» и «Связном», рассказывали тогда «Ведомостям» источники, близкие к МТС. «Телефон.ру» должен стать аналогом «Связного» и «Евросети» – ориентироваться на продажу устройств и контрактов, а не на обслуживание абонентов, говорили они.

 

Инвестиции в «Телефон.ру» МТС не раскрывает. Близкий к ней источник говорит, что на открытие каждого салона уходит примерно 1,5–1,7 млн руб., т. е. за год работы альтернативной розничной сети МТС инвестировала в ее создание 0,9–1,02 млрд руб. У конкурентов МТС расходы на открытие салона составляют около 1 млн руб., утверждает сотрудник одного из них.

 

По данным оператора, на конец I квартала 2016 г. у него и его франчайзи было 5368 салонов связи под брендом МТС и «Телефон.ру» против 4251 годом ранее. Итоги II квартала 2016 г. МТС раскроет 18 августа.

 

Сейчас в «Телефон.ру» не продаются контракты других крупных операторов связи помимо МТС. Сейчас в ней есть sim-карты виртуальных операторов: Teletie, Goodline, MTT, говорит Солодовников. Тем не менее наличие «Телефон.ру» позволяет МТС перехватывать потенциальных покупателей, которые могли бы уйти в другие розничные сети, утверждает Солодовников. Посещаемость салонов «Телефон.ру» в целом сопоставима с посещаемостью брендированных салонов МТС, при этом «чужих» абонентов в «Телефон.ру» больше, говорит Солодовников. Абсолютные показатели посещаемости салонов «Телефон.ру» и долю посетителей, подключенных к операторам – конкурентам МТС, он не раскрывает.

 

Открытие новых салонов влечет дополнительные затраты, но, возможно, расходы на развитие розницы оправданы ростом количества абонентов, которых МТС привлекает через новые салоны, и улучшением качества обслуживания, замечает аналитик Otkritie Capital Александр Венгранович. В I квартале OIBDA МТС не сократилась: возможно, это показывает, что розничная стратегия компании эффективна, отмечает он. Но уже во II квартале 2016 г. активное расширение розничной сети, рост операционных расходов на ее поддержку, субсидирование телефонов в условиях жесткой конкуренции между ритейлерами могут негативно сказаться на EBITDA МТС, не исключает Венгранович.

Читать далее