Начало роста реальных зарплат, замедление инфляции и возможное снижение ключевой ставки ЦБ может стать стимулом для роста автопродаж ближе к концу года, считают в Sberbank Investment Research.
У покупателей появляются деньги на машины
Сергей Бобылев / Коммерсантъ

Это приведет к тому, что по итогам года спад регистраций новых автомобилей составит лишь 6%. С такой оценкой авторынка инвестбанк вышел в лидеры по оптимизму: даже традиционно высокие оценки Минпромторга предполагают спад продаж на 10%, а основные отраслевые эксперты ожидают снижения на 12-18%.

 

В течение пяти месяцев, оставшихся до конца года, динамика продаж легковых машин в России может существенно улучшиться за счет благоприятных макроэкономических факторов, считают эксперты Sberbank Investment Research. По их прогнозу, сокращение регистраций автомашин в 2016 году составит порядка 6%, в 2015 году этот показатель, по данным "Автостат Инфо", упал на 44,9%. Эксперты отмечают рост реальных зарплат в июне на 1,4% и сохранение их на уровне 2015 года в первом полугодии. Кроме того, в Sberbank Investment Research ожидают замедления годовой инфляции почти до 6% во втором полугодии — это, согласно исследованию, должно поддержать рост реальных зарплат и способствовать увеличению розничных продаж. Дополнительную поддержку может оказать стабильный рубль и давно ожидаемое снижение ключевой процентной ставки ЦБ до конца года, за счет которой автокредиты станут доступнее.

 

У экспертов нашлись и внутриотраслевые причины повышения спроса. Они ожидают, что продажи "Соллерса" будут лучше среднерыночных за счет обновления "УАЗ Патриот" в октябре и скидок на модель 2015 года. В ноябре возобновится импорт SsangYong, а у Ford есть новая линейка из семи локализованных моделей в разных сегментах рынка, рассуждают в Sberbank Investment Research. По данным "Автостат Инфо", регистрации всех брендов "Соллерса" ("УАЗ", SsangYong, Ford, а также Mazda 6 и CX-5) в июле были на уровне рынка, упав на 15,7%, а отставание в сегменте LCV эксперты считают эффектом "высокой базы" за счет поставок "УАЗов" "Почте России" в прошлом июле. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых автомобилей и LCV в июле упали на 16,6%, до 109,4 тыс. машин, в частности, реализация "УАЗа" сократилась на 36%, до 3,3 тыс. штук, Ford — на 7%, до 3,3 тыс. штук, SsangYong — на 97%, до 19 штук, Mazda — на 18%, до 1,8 тыс. машин.

 

Прогноз Sberbank Investment Research оказался оптимистичнее даже ожиданий правительства, традиционно настроенного позитивнее рыночных экспертов. В июле глава Минпромторга Денис Мантуров прогнозировал снижение продаж по итогам года на 10% (1,44 млн машин). Восстановления рынка в Минпромторге ждут не ранее 2017 года. На рынке же оптимизма Sberbank Investment Research в основном не разделяют, но большинство экспертов делают расчеты по отгрузкам машин дилерам. Аналитики инвестбанка опираются на регистрации --"утвердившийся способ оценки авторынка в развитых экономиках", эти данные исключают серый экспорт, в частности в Казахстан и Белоруссию в прошлом году, и "не могут быть искажены в результате творческого подхода дилеров к учету продаж".

 

Руководитель автомобильной практики EY Андрей Томышев полагает, что с учетом эффекта более низкой базы статистики регистраций ожидания Sberbank Investment Research могут оказаться реалистичными. Спад по отгрузкам (по данным АЕБ) в 2015 году был меньшим — на 36%, до 1,6 млн машин. В EY между тем считают, что автопродажи упадут на 13-17% (базовый прогноз — 16%). Независимый эксперт Сергей Литвиненко полагает, что продажи по итогам года сократятся на 12-14%. Управляющий партнер EURussiaPartners Сергей Бургазлиев не видит сейчас фундаментальных причин для улучшения и в случае сохранения стабильной ситуации ожидает спада реализации машин в диапазоне 14-18%, отмечая, что ключевыми факторами оценки ситуации являются ВВП и цена на нефть.