Может показаться, что в Москве велобум, а на прокате и обслуживании велосипедов, равно как и на торговле ими, сейчас можно неплохо заработать. Но это именно кажется: внедрение велосипеда в жизнь города — проект скорее социальный, коммерции здесь мало.
Какой бизнес растет на велодорожках
Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Ирина Бегимбетова

 

В Москве уже построено 210 км велодорожек (главным образом в центре, на юге и юго-западе), и будут строить еще. С точки зрения властей столицы, этот проект способствует решению двух главных задач: борьбе с пробками и "очеловечиванию города". Москвичи по обыкновению пребывают в жарких спорах, достигнуты эти цели или нет. Особенно — тоже предсказуемо — недовольны автомобилисты.

 

Бизнес, наблюдая за строительством велодорожек, не упускал из виду третью задачу — подзаработать. Однако, поскольку проект с самого начала задумывался как социальный, особенно обогатиться на нем пока не удалось никому.

 

Предприниматель Олег Свинцов создал свой частный велопрокат "Оливер Байкс" шесть лет назад (ему тогда было 27), когда этот рынок практически пустовал. Сегодня у Свинцова довольно крупная, по меркам данного бизнеса, компания — две точки проката, на Пятницкой и в Коломенском, 150 велосипедов.

То, что городские власти взялись за велодорожки, конечно, хорошо. Конкурировать в сегменте коротких поездок бизнесу с ними невозможно. Сам я работаю в другом сегменте: у меня выгоднее арендовать велосипеды на целый день, а не на почасовой основе,— говорит Олег.

Проект Свинцова тем не менее развивается, но всего на несколько процентов в год.

 

Прокат за 30 тысяч

Сеть городского велопроката — проект не коммерческий, а социальный, такова стандартная международная практика,— говорит генеральный директор компании "СитиБайк" Глеб Нарожных.— В мировых столицах городские сети велопрокатов существуют за счет бюджетных средств и средств спонсоров.

Москва не исключение. Проект по созданию городского проката "Велобайк" стартовал три года назад, 100 млн руб. в запуск сети вложил Банк Москвы. Услуга пользовалась популярностью, поэтому проект решено было расширить. В 2014-м Москва объявила тендер на организацию услуг велопроката, в котором предсказуемо приняла участие лишь одна компания — ЗАО "СитиБайк", входившая в структуру Банка Москвы (теперь принадлежит ВТБ). В результате за три года в Москве появилось 300 прокатных станций, а парк велосипедов насчитывает 2600 штук. До конца года число станций должно вырасти еще на 30, а количество велосипедов — на 700.

 

На закупку велосипедов и создание прокатной инфраструктуры средства выделили ВТБ и Сбербанк — их суммарные вложения составили 600 млн руб. Москва финансирует операционную деятельность "СитиБайка": по итогам прошлых сезонов компания получила из бюджета 152 млн руб., в этом ожидает 110-116 млн. Деньги клиентов сети окупить проект не могут, утверждает Нарожных: 79% поездок на велосипедах в Москве совершается бесплатно: если клиент катается меньше 30 минут, поездку он не оплачивает. Сборы с пользователей, по словам Нарожных, составляют около 40% от бюджетных поступлений и также тратятся компанией на текущую деятельность.

 

Отдельные клиенты городского велопроката, впрочем, уверены, что компания неправомерно собирает с пользователей гораздо больше. Москвичка Марина Шумилина в прошлом месяце, покатавшись около трех часов на арендованном велосипеде, получила штраф на 30 тыс. руб. Припарковав велосипед на Пречистенке, Марина не дождалась эсэмэски, извещающей о возврате, но минут через двадцать вернулась на станцию: москвичку беспокоило, что сообщение так и не пришло, она решила проверить, на месте ли велосипед, и связаться со службой поддержки. Велосипед в ячейке стоял, но в службе сказали, что это не тот, на котором каталась Марина, а ее, видимо, угнали.

Все это очень похоже на мошенничество! — негодует Шумилина.

Она отыскала в сети людей с похожими историями — во "В контакте" у них стихийно образовалась группа из 11 человек. У кого-то уже списали за потерю велосипеда 30 тыс., у кого-то — меньшие суммы за дополнительные часы проката. Однако, как утверждает Нарожных, списанные за велосипед деньги — "совсем не глобальная часть дохода" компании. За три года работы проката на 30 тыс. руб. было оштрафовано 18 человек.

Иногда пользователи бывают невнимательны при парковке и не блокируют велосипед, в результате кто-то другой может его взять и кататься,— сетует он.

Контракт "СитиБайка" истекает в этом году, впрочем, можно не сомневаться, что других желающих участвовать в тендерах на организацию велопроката в Москве не будет — как и новых частных сетей.

Развернуть частную сеть велопроката технологически несложно — у американцев есть готовые решения. Можно даже не строить станции, а навесить на велосипеды замки, которые блокируются смартфоном, и привязывать велосипеды к любому столбу,— рассказывает Олег Свинцов из "Оливер Байкс".— Но, чтобы это приносило прибыль, нужно купить 1-1,5 тыс. велосипедов, минимальные вложения должны составить 30 млн руб. А бизнес рискованный — сезон короткий, и за счет чего конкурировать с городом, непонятно. Цену проката придется ставить выше, чтобы заработать.

У малого бизнеса пока остается одно поле приложения сил — московские парки. Но организация велопроката только со стороны выглядит просто: купи десяток подержанных великов, арендуй место в парке, и все — собирай паспорта да зарабатывай деньги. На деле оказывается, что удачных дней, когда велосипеды заняты с утра до вечера, в году от силы тридцать, а граждане в парках очень плохо себя ведут.

У меня помимо великов — гироскутеры, самокаты, веломобили и детские электромобили. Так вот крадут все — за пять лет украли около 300 единиц техники,— говорит совладелец сети "Твой прокат" Артем Тарасов.

В московских парках крупных сетей тоже не водится, "Твой прокат" — единственный серьезный игрок, его пункты работают в 14 парках. В развитие проката Тарасов с партнером за пять лет вложили 80 млн руб. своих и заемных средств: парк велосипедов компании составляет 1,6 тыс. штук. Вложения пока так и не окупились, зарабатывать Тарасову помогает другой бизнес: Артем — совладелец сети соляриев "Загораем", раньше у него к тому же была доля в сети развлекательных центров "Гейм-зона" при торговых центрах.

 

Каждый десятый

 

По словам гендиректора компании "Электра МСК" Андрея Васюкова, велосипеды в Москве есть у 4,5 млн человек, однако катается на них лишь около 1 млн. Причина проста: до России с опозданием дошла мода на горные велосипеды, которые раньше считались универсальными и технологичными. Многие покупают именно их, а потом обнаруживают, что кататься в городе на горном велосипеде не слишком удобно.

 

Как утверждает "Велобайк", в его системе зарегистрировано 400 тыс. пользователей. Таким образом, с появлением городского проката, похоже, пользоваться велосипедами — своими или арендованными — с определенной регулярностью стал как минимум каждый десятый москвич (по официальным данным, в столице проживает более 12 млн человек). Если говорить о прокатных велосипедах, то количество поездок, совершенных на них за три года, приближается к 1,2 млн, при этом 73% маршрутов проходило по улицам города, а не по паркам и набережным — это дает мэрии основание полагать, что задачу борьбы с пробками велосипеды в какой-то мере решают. За пределами Третьего транспортного кольца люди на прокатных великах едут именно на работу: согласно мониторингу "Велобайка", утром они отправляются главным образом от станции велопроката к метро, а вечером — обратно.

 

Продажи велосипедов в связи со строительством дорожек, впрочем, растут неактивно. Евгений Шевелев, гендиректор и совладелец одной из крупнейших интернет-площадок по торговле велосипедами, velosite.ru, отмечает, что рынок Москвы очень стабилен: на протяжении многих лет здесь продается около полумиллиона велосипедов в год, и заметных колебаний не наблюдается. Особого роста он в ближайшее время не ждет.

Мне кажется, Москва уже "наелась" велосипедами,— говорит Шевелев.— Новые покупатели здесь, конечно, появляются, но точечно. По нашим наблюдениям, велосипеды вообще приобретают одни и те же люди, это, конечно, не ежегодная покупка, но раз в три-четыре года человек меняет изношенный велик на новый. Зато сейчас активно растут продажи в регионах.

Активизировать московский рынок может разве что мода на электровелосипеды. Столица в августе собирается запустить их прокат в пилотном режиме. Электровелосипеды расширяют ряды пользователей за счет людей постарше: если человек устал крутить педали, он может использовать велосипед как электроскутер. Правда, цена таких машин довольно высока — от 45 тыс. руб. Может быть, москвичей также удастся убедить покупать городские велосипеды вместо горных — тогда они оценят удобство и станут кататься больше.