Водителей предлагают освободить от штрафа в случае противоречия знаков и разметки.
Автомобилистам простят неоднозначные нарушения
Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Законопроект, упрощающий жизнь автомобилистов, в Госдуму внес зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов, предложив дополнить КоАП РФ новой статьей. Водитель освобождается от ответственности в случае, если будет установлено, что нарушение было связано с "противоречиями в требованиях разметки и дорожных знаков" либо с "нарушением требований нанесения разметки проезжей части дороги и установки знаков" (например, не была установлена предупреждающая табличка перед стационарной камерой контроля скоростного режима).

 

Доказательством невиновности водителя может служить фотография, где зафиксированы знак и разметка, противоречащие друг другу. Нужно будет представить фото в ГИБДД или иной орган, выписывающий штрафы (в столице это Московская административная дорожная инспекция или ГКУ "Центр организации дорожного движения"). Еще один вариант: ГИБДД выявит нарушение самостоятельно и отменит постановление, поясняет господин Нилов.

 

Напомним, по действующим ПДД в случае, если знак противоречит разметке, водитель должен руководствоваться указателем. Временный дорожный знак (на желтом фоне) имеет приоритет над постоянным (на белом фоне). Временная дорожная разметка желтого цвета имеет приоритет над постоянной.

 

В Москве, по словам депутата, типичной является ситуация, когда рядом с нанесенной на проезжую часть разметкой для парковки установлен знак "Остановка запрещена". За это нарушение водителю могут выписать штраф 3 тыс. руб. и увезти автомобиль на штрафстоянку (если под запрещающим знаком есть табличка "Работает эвакуатор"). В начале лета корреспондент "Ъ" столкнулся с такой ситуацией в Вадковском переулке, где была нанесена свежая парковочная разметка: на запрещающий знак он обратил внимание только после того, как на это указал водитель проезжавшего мимо автомобиля (знак позже демонтировали).

 

В 2015 году столичная прокуратура после запроса депутата Госдумы Вячеслава Лысакова провела проверку, выяснив, что многие знаки в столице установлены с нарушениями. "Невнимательное отношение лиц, ответственных за установку знаков и нанесение разметки, к выполнению требований организации дорожного движения приводит к тому, что водители необоснованно привлекаются к ответственности",— говорит господин Нилов в пояснительной записке к законопроекту.

 

В департаменте транспорта Москвы предложение господина Нилова прокомментировали так: "Данный вопрос не находится в компетенции транспортного комплекса Москвы". В ведомстве лишь добавили, что "принятие данного законопроекта — вопрос федеральных органов законодательной власти".

 

"Водитель должен освобождаться от ответственности не при рассмотрении жалобы, а еще при рассмотрении дела о нарушении,— говорит зампред общественного совета при ГУ МВД по Москве Виктор Травин.— А это уже вопрос добросовестности исполнения сотрудниками ГИБДД государственной функции (по надзору за правильной установкой указателей.— "Ъ")". Координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов поддержал идею господина Нилова. "Это поможет людям, которые попадают в парковочные ловушки, где знаки не соответствуют разметке,— говорит он.— Думаю, что в связи с принятием поправки исчезнут и ловушки в местах проведения ремонта, где также наблюдается масса противоречащих друг другу знаков".

 

Иван Буранов