Они не понимают, каким образом обучение помогает повысить производительность труда.
Российские компании сокращают программы обучения сотрудников
А. Таранин

Вкомпанию «Либерти страхование» Любовь Наговицына пришла студенткой второго курса Высшей школы экономики. Карьеру она начала с должности специалиста в отделе продаж и за семь лет доросла до ведущего финансового аналитика отдела управленческой отчетности. Ее оклад вырос почти в 4 раза. Наговицына прошла несколько десятков корпоративных тренингов, прослушала много лекций и семинаров. Работодатель также оплатил ей трехмесячное обучение по программе международной финансовой отчетности в компании «Эрнст энд Янг». В 2015 г. Наговицына побывала в бангкокском представительстве «Либерти страхования» по международной программе обмена опытом, после этого и получила должность ведущего аналитика. Но такие примеры скорее исключение, чем правило, – таковы выводы из недавно опубликованных сравнительных исследований, подготовленных Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) совместно с Аналитическим центром Юрия Левады. Авторы провели два опроса, в 2013 и 2015 гг., среди 1019 респондентов – руководителей компаний промышленности, связи, строительства, транспорта, торговли и сферы деловых услуг.

 

Вкладываться в обучение персонала готовы все меньше работодателей: в 2014 г. 63% компаний организовывали обучающие программы для сотрудников, что на 9 п. п. меньше по сравнению с 2012 г. Особенно снизили образовательную активность операторы связи: доля работодателей, обучивших персонал, сократилась с 74% в 2012 г. до 63% в 2014 г. На 9 п. п. уменьшилось количество компаний, обучающих работников, в сфере транспорта и на 4 п. п. – в сфере торговли. Специалисты НИУ ВШЭ сравнили результаты российского исследования с данными британских опросов Ukces Employer Skills Survey за 2013 и 2015 гг. и выяснили, что доля торговых компаний и фирм, оказывающих услуги бизнесу, которые учат персонал, в 1,5 раза больше в Великобритании, нежели в России.

 

Карьера не гарантирована

 

По данным НИУ ВШЭ, шансы продвинуться по службе после учебы примерно одинаковы у работников в Великобритании и России. О том, что повышение происходит всегда или чаще всего, сообщили 22% российских респондентов и 23% британских. Исследователи анализировали только статистику по тем работодателям, которые выдают сотрудникам документ о квалификации.

 

Однако российские наниматели гораздо чаще признают, что повышение обученных сотрудников в должности либо вообще не происходит, либо происходит редко: 33% против 21%. Тренинги являются инструментом достижения цели, но сами по себе не гарантируют повышение, считает младший менеджер по обучению и развитию «Юнилевер Русь» Мария Климова. В «Юнилевер Русь» насчитывается 2200 офисных сотрудников, ежегодно обучение проходят почти 90%.

 

В сети «Ашан» работает 43 000 сотрудников. Все в течение года проходят обязательное обучение – в зависимости от профессии каждый в своей школе, рассказывает директор по персоналу компании «Ашан ритейл Россия» Ольга Афанасьева. По ее словам, в 2015 г. каждый десятый сотрудник сети, прошедший обучение и успешно сдавший экзамен, получил повышение в должности. В ГК «Дикси», по словам ее представителя Екатерины Куманиной, дополнительное обучение проходят около 25% сотрудников компании и в случае успешной аттестации они также получают повышение в должности. В 2014 г. работников ГК «Дикси», продвинувшихся по службе, было более 6000, а в 2015 г. – более 8500, говорит Куманина. В сети насчитывается около 50 000 сотрудников.

Читать далее