Российский союз автостраховщиков (РСА) выступил за увеличение штрафа за управление автомобилем без страховки с 800 руб. до 8 тыс. руб., а также за удорожание втрое полисов для злостных нарушителей ПДД.
Минфин и РСА готовят поправки к КоАП и закону об автогражданке
Олег Харсеев / Коммерсантъ

С предложением увеличить штраф за эксплуатацию автомобиля без полиса ОСАГО выступил глава РСА Игорь Юргенс: по его мнению, действующую санкцию для нарушителей в 800 руб. (ст. 12.37 КоАП) нужно увеличить до 8 тыс. руб. Предложение родилось в рамках борьбы с мошенничеством: более 1 млн водителей, которые, по данным РСА, ездят с фальшивыми полисами ОСАГО (всего в РФ выдано 40 млн полисов). Господин Юргенс не исключил, что штрафовать автовладельцев начнут с помощью автоматических камер, проверяя номера машин по базам данным страховщиков. За каждое попадание в объектив комплекса водитель будет получать штрафное постановление. Страховщики ведут переговоры с ГИБДД по этому поводу уже более 12 месяцев, решение отодвинуто на конец 2016 года, рассказали "Ъ" в РСА, поскольку существует "ряд технических проблем". Рассматриваются два варианта: проверять с помощью камер все проезжающие машины (это создаст повышенную нагрузку на серверы) или только те автомобили, которые нарушили правила: превысили скорость, выехали на выделенку (технически это проще, но значительная часть потенциальных нарушителей из-под контроля выпадает).

 

Другая инициатива РСА заключается в том, чтобы сделать полис ОСАГО дороже для злостных нарушителей с помощью повышающего коэффициента. Для тех, кто накопил более пяти грубых нарушений ПДД за год (позже будет сформирован их перечень), базовая цена полиса умножается в 1,86 раза. При 10-14 нарушениях коэффициент составит 2,06, при 15-19 нарушениях — 2,26, при 20-24 — 2,45, при 25-29 — 2,65, при 30-34 — 2,85, при 35 и выше --3,04. Впрочем, отметил господин Юргенс, большинства водителей подорожание не коснется: 95% граждан нарушают ПДД реже пяти раз в год.

 

Сейчас, как выяснил "Ъ", обсуждаются детали накопительной системы. РСА предлагает брать за основу календарный год: коэффициент пересчитывается 1 января. ГИБДД предлагает поступать по-другому: при покупке очередного полиса ОСАГО система анализирует количество нарушений за истекший страховой период. Такая схема, говорят в РСА, сложнее в администрировании, но позволяет точнее определить, насколько опасно ездит водитель. Решение будет приниматься по итогам консультаций МВД с регулятором — Центробанком.

 

По словам господина Юргенса, предложения РСА направлены в Минфин, который уже включил поправки в общий проект новой редакции закона об ОСАГО: он будет рассмотрен новым составом Госдумы осенью. Господин Юргенс уверен, что нововведения вступят в силу 1 января 2017 года.

 

Любопытно, но последняя редакция поправок, подготовленных Минфином, нового штрафа за езду без ОСАГО не содержит (копия есть в распоряжении "Ъ"). При этом в документе есть ряд других важных нововведений, предлагаемых не РСА, а финансовым ведомством. Так, вдвое планируется увеличить лимит ущерба при оформлении ДТП по европротоколу (без сотрудника ГИБДД) — до 100 тыс. руб. Кроме того, Минфином предлагается отвязать стоимость страховки от мощности двигателя автомобиля, а также возложить на страховые компании ответственность за качество ремонта в сервисе. В случае некачественного ремонта автовладелец сможет выставить претензию страховщику и потребовать компенсировать убытки (сейчас это невозможно). В случае если ОСАГО оформляется на новую машину (возрастом до трех лет), то по соглашению сторон договор может быть продлен до трех лет (сейчас максимальный срок — год).

 

По информации "Ъ", РСА уже выступил категорически против идеи единовременных трехлетних договоров. "Новация потребует колоссальных усилий по внедрению, при этом абсолютно не очевидна потребность в таких полисах",— говорится в письме РСА Минфину, в частности, это потребует пересмотра действующих страховых коэффициентов. Расширение же лимитов европротокола, по мнению страховщиков, чревато "резким всплеском мошенничества и ростом убыточности страховщиков". Ответственность за работу сервиса компании не могут нести, считают в РСА, так как страховщики "не обладают необходимыми сведениями о технологии ремонта".

 

Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков назвал идею введения нового коэффициента для злостных нарушителей "здравой", при этом подчеркнул, что учитываться должны только серьезные нарушения: проезд на красный свет, выезд на встречную полосу и другие. "У нас самое массовое нарушение — превышение скорости на 20 км/ч,— говорит он.— Оно не несет серьезной опасности, поэтому учитываться не должно". Повышать штраф до 8 тыс. руб. за отсутствие полиса ОСАГО депутат не считает необходимым: "Сначала надо подключить систему фотовидеофиксации к контролю за ОСАГО, наказание сразу станет неотвратимым, даже 800-рублевый штраф заработает".

 

Президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников говорит, что водители покупают поддельные полисы или ездят вообще без ОСАГО, поскольку считают чрезмерно завышенными тарифы на "автогражданку". По его подсчетам, более 7 млн автовладельцев за последние два года отказались от обязательной страховки именно по этой причине. Что касается использования камер, то, по мнению господина Тюрникова, может возникнуть ряд технических проблем. Так, к примеру, автовладелец может продать автомобиль по рукописному договору купли-продажи, расторгнуть договор ОСАГО, при этом в течение десяти дней он будет получать штрафы за езду без страховки за другого человека. "Все предложения РСА сводятся к одной схеме: у клиента никаких прав толком нет, просто неси деньги в страховую,— говорит Николай Тюрников.— Если все идеи страховщиков будут реализованы, цена ОСАГО достигнет, думаю, 50 тыс. руб.".

 

Иван Буранов