Требования правительства к госкомпаниям означают лишь начало аппаратного торга.
Конкурс на сокращение издержек
depositphotos.com

Оптимизация расходов бюджета, которая переходит сейчас в жесткую фазу, заставляет правительство снова обращаться по давно известному адресу – к госкомпаниям.

 

Об этом свидетельствуют сразу две правительственные инициативы – директива Росимущества снизить в 2016 г. на 10% операционные издержки госкомпаний, представив в правительство соответствующие планы, и реформа системы вознаграждений руководителям госкомпаний, ставящая бонусы топ-менеджеров в зависимость от достижения целевых показателей. Задача – высвободить больше средств для инвестиций и выплат дивидендов в бюджет.

 

О неэффективности госкомпаний и необходимости сокращения их расходов в Кремле и Белом доме говорят не первый год (что, впрочем, никак не влияет на темпы приватизации). В 2011 г. президент Дмитрий Медведев требовал сокращать расходы на единицу продукции на 10% в год, в 2013 г. речь шла уже о 5%, а в 2014 г. в послании Федеральному собранию Владимир Путин потребовал снижать операционные расходы «не менее чем на 2–3% в год», привязав премии топ-менеджмента к ключевым показателям эффективности.

 

Постоянные требования снизить расходы (при том что госкомпании периодически рапортуют о таком снижении) – следствие признания того, что расходы раздуты и непрозрачны. По словам экспертов, для компании с рационально выстроенными операционными расходами реалистично их сокращение на 2–3%, сокращение же на 10% может парализовать ее работу. В 2013 г., по подсчетам Минэкономразвития, объемы инвестпрограмм естественных монополистов можно было сократить от 2 до 4 раз, при этом результативность инвестиций должна была повыситься.

Читать далее