Алкомаркеты и продуктовые дискаунтеры вытеснили магазины одежды и стройматериалов.
Регионы заливают кризис алкоголем
Shutterstock

Главными арендаторами торговых площадей в 2016 году стали алкомаркеты и продуктовые дискаунтеры. Покупательная способность за пределами Москвы сократилась настолько, что многие торговые сети приняли решение свернуть работу, а некоторые даже заявили о банкротстве. Торговые площади, введенные в эксплуатацию в регионах, составили лишь треть от запланированного объема. Денег у населения хватает только на дешевую одежду, фастфуд и алкоголь, поясняют эксперты.

 

Розничная торговля сокращается, и особенно это заметно в российских регионах. По данным компании CBRE, за этот год было введено в эксплуатацию только 30% ожидаемых торговых площадей.

За первое полугодие 2016 года в региональных городах (за исключением Санкт-Петербурга) были введены восемь торговых центров общей арендопригодной площадью 266 тыс. кв. м. Доля введенных за период объектов составляет 32% от общего ожидаемого годового объема, — говорится в отчете компании. При удачном развитии событий до конца года удастся достроить не более 70% от ранее анонсированного объема, отмечают аналитики.

Схожего мнения придерживаются и другие участники рынка.

До конца 2016 года в России заявлено к вводу около 1,6 млн кв. м качественных торговых площадей, однако, по нашим оценкам, около 30–40% из них могут быть перенесены на более поздний срок, — говорит партнер Colliers International в России Анна Никандрова.

При этом речь идет о достройке объектов, начатых еще в 2014 году.

 

«Уже два года мы не видим новых объектов в регионах.

 

Объемы строительства упали, сейчас лишь около 30% городов продолжают строительство по старым объектам», — говорит старший директор отдела исследований Cushman & Wakefield Татьяна Дигина.

Действительно, в этом году ожидается один из наименьших объемов ввода площадей в региональных ТЦ за последние восемь лет. Меньше было введено лишь в прошлом году. В 2015 году с развитием кризисной ситуации в регионах проекты начали приостанавливаться и переносить свои сроки открытия. Так, по итогам прошлого года, на рынок вышло 45% от заявленного объема торговых площадей, по итогам 2016 года мы ожидаем примерно такой же результат — из заявленных к открытию 2 млн кв. м мы увидим лишь 1,1 млн, — говорит директор по маркетингу компании «Магазин Магазинов» Анна Деткова.

Читать далее