Крупнейшим донором и гарантом существования медиарынка в России является государство. По подсчетам Forbes, в 2016 году на поддержку СМИ из бюджета выделили почти 61 млрд рублей, годом ранее — около 72 млрд рублей.
Влияют ли бюджеты СМИ на их рейтинги?
Максима Блинова / РИА Новости

Часть дотируемых СМИ принадлежит государству, некоторые являются частными. Средства из федерального бюджета они получают через субсидии на выполнение госзаданий либо на конкретные цели. По оценке главы АНО «Инфокультура» Ивана Бегтина, в виде субсидий СМИ получают 60–70% всех госденег. Остальное газеты, журналы и телеканалы выигрывают на тендерах по размещению информационных материалов и получают в качестве грантов (от Роспечати, от властей субъектов Федерации, от операторов президентских грантов и т. д.).

 

Почти все попавшие в выборку СМИ дотирует Роспечать. Агентство в частности распределяет средства среди телеканалов на трансляцию программ в городах и селах с населением меньше 100 000 человек. Именно на эти цели получают деньги из бюджета «Первый канал», «Пятый канал», НТВ и «Матч ТВ», формально являющиеся частными, и московский телеканал «ТВ-Центр», принадлежащий правительству столицы.

 

Государственные СМИ, которые на 100% контролируют Росимущество и Роспечать, получают деньги из бюджета просто «на деятельность». Дороже всего бюджету обходятся медиа группы ВГТРК: только субсидия на обеспечение их работы и производство программ в 2016 году составляет 21,8 млрд рублей (сумму всех дотаций ВГТРК см. в инфографике). На втором месте Russia Today (17,5 млрд рублей). Также государство оплачивает деятельность информагентств «Россия сегодня» и ТАСС, «Российской газеты», телеканала «Общественное российское телевидение» и других. Большая часть этих СМИ существенных доходов не приносит, а Russia Today, ОТР и «Парламентская газета» образованы в форме автономных некоммерческих организаций, то есть в принципе не могут выплачивать дивиденды.

 

Телерадиокомпания «Звезда» и «Парламентская газета» являются исключениями — их работу оплачивает не Роспечать, а Совет Федерации и Минобороны соответственно. В 2016 году Минобороны сократило расходы на «Звезду» вдвое, потратив 1 млрд рублей против 2 млрд рублей в 2015-м. В реестре субсидий указано: телеканал, который содержит министерство, должен воспитывать в гражданах патриотизм и повышать престиж военной службы.

Читать далее